Госзакупки на охранные услуги: преступление и наказание

17 июля в Самаре состоялось заседание комиссии Координационного Совета при Управлении Росгвардии по Самарской области по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными предприятиями на объектах бюджетной сферы.


Вслед за своими коллегами из других субъектов Российской федерации Самарское отделение ФКЦ РОС, официально зарегистрированное полгода назад, недавно провело анализ и подытожило результаты работы по вопросу качества оказания услуг со стороны частных охранных организаций, получивших право работы на объектах, финансируемых за счет бюджетов разных уровней.

Результаты проверок были предоставлены на рассмотрение специальной комиссии Координационного Совета при Управлении Росгвардии по Самарской области. Итогом ее работы стало выявление ряда серьезных нарушений со стороны ЧОО в ходе участия в торгах на получение «бюджетных» контрактов.

Одновременно с этим члены комиссии пришли к мнению, что существующая система закупок в сфере охранных услуг имеет ряд проблем, влекущих не только нарушение норм трудового и налогового права, но и создающих препятствия для получения организациями бюджетной сферы охранных услуг высокого качества. Что, в свою очередь, создает угрозу антитеррористической и общественной безопасности таких объектов.

Председателем комиссии Координационного Совета в Самаре был врио начальника Управления Росгвардии по Самарской области, полковник полиции Е. В. Нечаев. Участниками совещания стали сопредседательствующий, руководитель регионального объединения работодателей в сфере охраны К.В. Фирсов, а также представители ФНС России А.А. Елизаров, Баукова М.В. и государственной инспекции труда Е.Г. Серебрянникова. В качестве «ответчиков» на заседание комиссии были приглашены представители охранных организаций, по деятельности которых были зафиксированы нарушения лицензионного, трудового, налогового законодательства .

«Мы рассматривали вопрос о качестве охранных услуг, оказанных теми предприятиями, которые выиграли тендеры на обеспечение охраны объектов Министерства образования – школ, детских садов и т.д., – рассказал Константин Фирсов. – Там же, в зале, присутствовали руководители «проштрафившихся» охранных организаций, от которых нам хотелось получить объяснения. Я, как сопредседатель, доложил комиссии информацию, по каким признакам проводились проверки и почему мы пригласили на комиссию ту, или иную организацию. Предварительно нами была проделана большая работа по анализу всех тендеров, проведенных по бюджетной сфере и выявлено множество фактов, подтверждающих то, что цена контракта, которую заявляли победители, была значительно занижена ( в большинстве случаев НМЦК была снижена на 25-70 %).

Целью занижения, соответственно, являлось желание победить на конкурсе. Было установлено, что ЧОО нарушали, к примеру, законодательство о МРОТ, так как выплатить заработную плату с соблюдением МРОТ при заявленной стоимости услуги просто невозможно. Или трудовое законодательство, потому что они не заключали трудовые договора с сотрудниками. Приведу один из примеров. По данным Росгвардии, одна из компаний имеет в штате 99 сотрудников, по данным ФНС – 14, по данным трудовой инспекции – 30, а по информации из открытых источников в этой компании вообще работает всего 7 человек. И такая ситуация была обнаружена в каждой организации. Только благодаря кооперации наших сил – я имею в виду Росгвардию, трудовую и налоговые инспекции, прокуратуру, мы смогли выявить подобные факты нарушений и призвать к ответу виновных. Подобная ситуация сложилась во многих регионах России – вот к чему привело отсутствие контроля за достоверностью документов, подаваемых на торги.

Сложно даже подсчитать, какие суммы недополучило в итоге наше государство в виде налогов из-за действия таких организаций. При этом, намеренно занижая стоимость контракта, компании-демпингеры сводят на нет участие в них добросовестных фирм, исправно платящих налоги, у которых есть и должный штат сотрудников, и техническое оснащение, средства связи и т.д. А если мы будем говорить еще и о квалификации тех сотрудников охраны, которых выставляют эти компании, работающие по самой низкой стоимости, то вопрос и вовсе приобретает антиобщественный характер».

По словам Константина Владимировича, факты нарушений не только были установлены и озвучены на комиссии, но и признаны самими руководителями ЧОО – им просто нечего было возразить против явных фактов. Теперь следствием работы комиссии станут дальнейшие разбирательства. Есть нарушение лицензионного законодательства? – Значит, последуют штрафы (на отдельных работников они сейчас составляют до 5 тыс. руб., на руководителей – до 30 до 50 тыс.руб., на организацию от 100 до 400 тыс.руб.) Будет доказан факт подделки документов, подаваемых на торги – это уже мошеннические действия, за которыми следуют соответствующие меры. Аналогично и с фактами нарушения трудового и налогового законодательства, закона о конкуренции и т.д.

По общему мнению членов комиссии КС при Управлении Росгвардии по Самарской области, подобные «публичные порки» должны, наконец, сдвинуть с места сложный вопрос установления минимальной цены контракта на охранные услуги при проведении госзакупок. Ведь на кону стоят миллионы бюджетных денег.

Самарское РООР ФКЦ РОС