Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам заседания рабочей группы по вопросам ценообразования на охранные услуги на тему: «О проблемах ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов»

Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам заседания рабочей группы по вопросам ценообразования на охранные услуги на тему:
«О проблемах ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов»

17 апреля 2018 года                                                                           город Москва

В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) состоялось заседание рабочей группы по вопросам ценообразования по государственным и муниципальным контрактам на закупку охранных услуг при Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка (далее – рабочая группа по вопросам ценообразования на охранные услуги) на тему: «О проблемах ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов» (далее – заседание, мероприятие).

В заседании принимали участие члены Общественной палаты, рабочей группы по вопросам ценообразования на охранные услуги в том числе: представители исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений, а также экспертных и научных сообществ.

Участники мероприятия обсудили актуальные проблемы в сфере организации проведения конкурсов и торгов на оказание охранных услуг по обеспечению безопасности объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов, и определили основные проблемы в данной отрасли.

Участники заседания отметили, что повышение качества охраны объектов, в первую очередь с массовым пребыванием людей, в том числе безопасность которых обеспечивается за счет средств федерального и муниципального бюджетов, является критично важным как для государственных органов, регулирующих и отвечающих за вопросы охраны и безопасности, так и для частной охранной отрасли.

Одним из основных элементов повышения качества обеспечения безопасности охраняемых объектов, по мнению участников заседания, является адекватная оплата охранных услуг со стороны их заказчика и недопущение необоснованного снижения стоимости таких услуг участниками конкурса в процессе торгов.

По мнению экспертов, снижение заказчиками охранных услуг начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) ниже расчетного уровня минимальной цены изначально ставит руководителей охранных организаций в ситуацию невозможности выплаты работникам заработной платы не ниже установленного в регионе минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) и осуществления выплат налогов и сборов в полном объеме с фонда оплаты труда в соответствующие бюджеты. Декларируемая при этом заказчиками – представителями государственных и муниципальных органов и учреждений, экономия бюджетных средств является мнимой, так как приводит к недополучению установленных налогов и сборов в размерах, значительно превышающих «сэкономленные» таким образом средства.

Второй стороной проблемы является необоснованное снижение цены охранных услуг самими субъектами данного рынка (частными охранными организациями).

Зачастую на рынке охранных услуг, закупаемых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, охранные организации создают себе конкурентные преимущества за счет уклонения от уплаты налогов, нарушения лицензионных требований и норм трудового законодательства, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника. Снижая расценки, руководители охранных организаций, пытаются уложиться в оставшиеся суммы, выплачивают персоналу заработную плату официально не учтёнными в бухгалтерской отчётности предприятия наличными денежными средствами, не оформляют специалистов по охране в штат организации, не заключают с ними трудовых договоров, зачастую необоснованно применяют упрощенную систему налогообложения, уклоняясь от уплаты налога на добавленную стоимость.

Снижение цены контракта на 40-60% от НМЦК приводит к тому, что соответствующие организации уже не способны обеспечивать необходимый уровень охраны объектов. Соответствующие  отчисления во внебюджетные фонды и уплата налогов в необходимых объемах не осуществляются. При этом нередко, получая справку с заниженным доходом, работники таких организаций обращаются в государственные органы социальной поддержки с целью получить различные льготы по оплате жилья, электроэнергии и другие.

Таким образом, недобросовестные охранные предприятия наносят существенный ущерб экономике и дискредитируют частную охранную отрасль в целом.

Отсутствие методики борьбы с подобными нарушениями, системы мониторинга и анализа рынка частных охранных услуг, маркеров, на основе которых можно выявлять организации, нарушающие законодательство, приводит к тому, что недобросовестные охранные организации, используя конкурентные преимущества, активно захватывают рынок по охране объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов, вытесняя добросовестные предприятия.

Участники мероприятия согласились, что для услуг по охране объектов может быть рассчитана их минимальная стоимость. При этом в основу такого расчета закладывается безусловная обязанность работодателя выплачивать работнику, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату, в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статьи 91, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 37 Конституции Российской Федерации).

По мнению участников заседания, если бы НМЦК не опускалась ниже расчетной минимальной цены, то на бюджетный рынок могли бы выйти крупные, профессиональные охранные организации, способные обеспечить высокое качество охраны. Именно такой подход позволит реально повысить уровень качества предоставляемых услуг, а также будет способствовать повышению уровня профессионализма работников частных охранных организаций.

Кроме того, приведение НМЦК в соответствии с расчетной минимальной стоимостью услуг по охране, позволит существенно нормализировать социально-экономическую обстановку в отрасли, уменьшить или полностью исключить так называемые «серые» схемы выплат заработной платы, исключить возможность получения работниками охранных организаций необоснованных социальных льгот, повысить размеры поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды. Участниками мероприятия также отмечалось необходимость проведения компетентными органами проверки правомерности установления организациями, проводящими закупки охранных услуг, расценок, заведомо не позволяющих выплачивать работникам установленный в регионе минимальный размер оплаты труда.

Учитывая обозначенные в ходе мероприятия проблемы, участниками мероприятия была рассмотрена и одобрена Методика расчета минимальной стоимости охранных услуг (далее – методика) разработанная Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», содержащая основные принципы формирования размеров вознаграждения за предоставление охранных услуг, в частности:

  1. Расчет численности работников на 1 (один) круглосуточный пост охраны в составе 1 (одного) охранника (коэффициент сменности).
  2. Минимальная заработная плата работника.
  3. Размер заработной платы (оплаты труда).
  4. Взносы на заработную плату.
  5. Резерв на оплату отпусков.
  6. Расчет минимальной величины стоимости поста.
  7. Сравнительный анализ влияния выбора системы налогообложения при установлении минимальной цены.

Учитывая вышеизложенное, а также социальную важность и актуальность общественных отношений в сфере обеспечения охраны и безопасности объектов, финансируемых за счет государственного и муниципальных бюджетов, Общественная палата считает необходимым рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность внесения в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изменений, предусматривающих тарификацию услуг частных охранных организаций по охране объектов, безопасность которых финансируется за счет средств государственного и муниципальных бюджетов.

Счётной палате Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть возможность анализа эффективности распоряжения средствами бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении государственных и муниципальных закупок к сфере охранных услуг и разработки по его итогам предложений и рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства в части обеспечения оплаты труда работникам в размере не менее МРОТ, уплаты установленных законом налогов и сборов.

Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе

Рассмотреть возможность:

  1. Внесения изменений в соответствующие ведомственные акты в части установления методики определения НМЦК и мер по дополнительному обоснованию участником торгов предложенной им цены.
  2. Утверждения методики расчета минимальной стоимости охранных услуг.

Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

  1. Формирования совместно с Федеральной налоговой службой и Федеральной службой по труду и занятости постоянно действующей рабочей группы при Координационном совете по вопросам частной охранной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с целью оперативного реагирования на информацию о нарушениях налогового, трудового и охранного законодательства заказчиками охранных услуг и (или) частными охранными организациями.
  2. Содействия развитию общественно-государственного партнерства в сфере охраны и безопасности. Актуализации разработки и принятия отраслевых соглашений с отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными союзами в сфере охраны и безопасности, с принятием в дальнейшем норм, обязательных к исполнению всеми участниками рынка охранных услуг, направленных на повышение качества их предоставления.
  3. Разработки совместно с отраслевыми объединениями работодателей, другими заинтересованными общественными объединениями охранного сообщества и направления в заинтересованные министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендаций по вопросам проведения мониторинга и дальнейшего реагирования на возможные нарушения законодательства при проведении конкурсных процедур и заключении договоров на охрану объектов, безопасность которых обеспечивается за счет средств федерального и муниципального бюджетов, с использованием методики расчета минимальной стоимости охранных услуг.