7 ноября 2019 года в Амурской области состоялась практическая Конференция Координационного совета Росгвардии по Амурской области с руководителями частных охранных организаций региона по вопросам повышения качества оказания охранных услуг, итогам работы Комиссии Координационного совета при Управлении Росгвардии по Амурской области по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями.
Гостями Конференции, в том числе, стали прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере и о несовершеннолетних прокуратуры Амурской области, юрист первого класса Иван Тризна, заместитель Руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области Рената Пельменёва, И.О. начальника отдела Управления ФНС по Амурской области Юлия Калгина, Главный специалист антимонопольного контроля Управления ФАС по Амурской области Дмитрий Никулин и Председатель Амурского регионального отделения ООО МСП «Опора России» Борис Белобородов.
Со вступительным словом к присутствующим обратился заместитель начальника – начальник ЦЛРР, председатель КС Управления Росгвардии по Амурской области полковник полиции Николай Озеров.
Он напомнил, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 10 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 приказом Управления Росгвардии по Амурской области от 23 ноября 2018 г. № 463 образован Координационный совет при Управлении Росгвардии по Амурской области по взаимодействию с частными организациями из числа сотрудников Управления Росгвардии по Амурской области, УМВД России по Амурской области и руководителей, положительно зарекомендовавших себя частных охранных организаций на правах постоянно действующего совещательного органа.
Координационный совет является постоянно действующим органом координации деятельности Управления Росгвардии по Амурской области с частными охранными организациями по вопросам обеспечения правопорядка, предупреждению и пресечению административных правонарушений.
31 января 2019 КС Управления Росгвардии по Амурской области заключено соглашение с РООООР ФКЦ РОС в Амурской области по вопросам взаимодействия в области ценообразования охранных услуг, нарушений трудового законодательства. В рамках работы КС создана комиссия в состав которой вошли представители региональных управлений УФАС, УФНС, Трудовой инспекции.
Проведено одно заседание Комиссии результаты работы которой будут доведены на конференции сотрудниками центра.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзо-ра) и муниципального контроля» предусмотрено результаты проведения проверок юридических лиц, занимающихся частной охранной деятельностью на территории Амурской области (в рамках исполнения требований по профилактике нарушений лицензионных требований и условий) доводить до охранного сообщества. Произошли большие изменения в нормативных документах, регламентирующих взаимоотношения ЧОО и контролирующих органов, в частности в августе 2019 года федеральным законом № 310-ФЗ 2019 г.
О результатах работы Комиссии КС при Управлении Росгвардии по Амурской области по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями, взаимодействие с представителями общественных объединений доложил заместитель председателя КС Управления Росгвардии по Амурской области, Председатель РООООР ФКЦ РОС в Амурской области Андрей Иванов.
Во всей России усилен контроль за частной охраной деятельностью. И это правильно. Последний вопиющий случай в Нарьян-Маре показал, что сотрудники охраны службу несут отвратительно!”, – заявил Андрей Владимирович., – “Ознакомлю Вас с попавшей в поле моего зрения докладной директора школы начальнику образования района области: «договор … об оказании услуг по физической охране школы … ежедневно и круглосуточно. Данной организацией периодически нарушались условия договора.
1. Сотрудником … был похищен ноутбук из кабинета №31, впоследствии возвращен.
2. Неоднократно во время несения службы охранники находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, о чем руководство … извещалось по каждому факту (их было ни менее пяти), проходило разбирательство.
3. Находясь в состоянии наркотического опьянения, охранник позволил сексуальное домогательство в отношении сотрудника школы.
4. Завхозом школы один из сотрудников был замечен в том, что он в пьяном виде справлял нужду в раковину.
5. Сотрудников в неадекватном состоянии группа быстрого реагирования неоднократно отстраняла и изолировала.
6. Требования пропускного режима школы часто не выполнялись (охранники отлучались с поста, курили на территории школы). На замечания реагировали равнодушно.
7. в течение 2018 года охранники менялись практически еженедельно, трудно было запомнить, что тоже не способствовало качественной охране образовательного учреждения.
8. Санитарные книжки и справки об отсутствии судимости на работников руководством ЧОО не были предоставлены.
9. ЧОО … предложила заменить пожарную сигнализацию, которая действительно требовала реконструкции. Согласно договору ЦБ, был перечислен аванс в размере 30% от сметной стоимости. Работы должны были завершиться к 15 августа 2018 года. По факту школа находится без пожарной сигнализации с июня до конца декабря 2018 года, о чем неоднократно предупреждалось руководство данной организации, направлялись претензии».Мне стыдно за таких руководителей! И страшно за наших детей! А Вам? И это – образовательное учреждение. А в чем причины? Безответственность, в первую очередь, руководителей, и, как следствие – низкий уровень подбора, подготовки сотрудников, если таковой вообще имел место быть. Сегодня ценообразование охраны образовательного учреждения составляет примерно 130 рублей час (12 часовой день). При МНЦК (по методике ФКЦ РОС) – 200 рублей. Т.е. средств еле хватает на выплату сотрудника МРОТ. Вам всем известно, что на сегодняшний день в частном охранном сообществе сложилась существенная прослойка частных охранных организаций, прямо специализирующихся на захвате рынка государственных объектов за счет необоснованного снижения цен, основанного на нарушении закона. Поэтому выработка механизмов борьбы с такими руководителями выходит на первый план.
Сегодня механизм по выявлению таких охранных организаций у нас активно работает. Нами организовано активное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и Росгвардией, которые, совместно с РООООР ФКЦ РОС области, проводят серьезную работу по разъяснению недопустимости применения цен ниже расчетной мини-мальной цены затрат, да и по доказательству, самой возможности расчета такой минимальной цены.
Мы делаем особый акцент на том, что основной задачей, которую поставил перед собой ФКЦ РОС, стали мониторинг проблем отрасли, прежде всего, в части касающейся выявления факторов, препятствующих развитию, и определение «болевых точек» и узких мест.
А это:
– низкие начальные максимальные цены контрактов, не позволяющих осуществлять деятельность без нарушения законодательства, в том числе, выплачивать заработную плату не ниже МРОТ. Объединением разработана методика определения предельно низкой цены стоимости услуг по физической охране, которая в апреле 2018 года оформлена рекомендациями Общественной палаты РФ и разослана как в федеральные органы исполнительной власти, так и в органы исполнительной власти субъектов федерации;
– демпинг на рынке охранных услуг, когда снижение цен участниками рынка производится за счет нарушения действующего налогового и трудового законодательства, прежде всего, за счет уклонения от уплаты налогов и сборов на ФОТ. Объединением продумывалась система выявления подобных игроков и координации действия с профильными федеральными органами исполнительной власти по привлечению нарушителей к установленной ответственности.Нами были подписаны Соглашения о взаимодействии:
– в декабре 2017 года – с Уполномоченным по защите прав предпринимателей региона;
– в мае 2018 года – с Государственной инспекцией труда области (уточнены в апреле 2019 года);
– в январе 2019 года – с Росгвардией.В процессе совместной работы были определены основные опорные показатели, которые свидетельствуют о системных нарушениях в охранной организации. И именно они легли в основу анализа торгов для отбора охранных организаций для за-слушивания на Комиссии по качеству.
Такими маркерами стали:
– снижение НМЦК на 25% и более,
– цена заключения контракта, не позволяющая выплачивать МРОТ,
– количество охранников в организации, не позволяющее обслуживать выигранные контракты.20 июня 2019 года в системе Координационного совета Росгвардии Амурской области окончательно сформирована и начала действовать Комиссия по повышению качества охраны объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджета. Одним из основных направлений деятельности Комиссии стало выявление демпингеров, осуществляющих деятельность с нарушением законодательства.
На первом заседании Комиссией по итогам анализа конкурсов на оказание охранных услуг за 2018 – 2019 года на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов были рассмотрены шесть частных охранных организаций, которые по объективным показателям (повторюсь):
1. Снижение начальной максимальной цены контракта более чем на 25%;
2. Окончательная цена, по которой заключен контракт, не позволяет выплачивать охранникам заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством;
3. Количество охранников в организации не позволяет исполнять обязательства по сумме, заключенных договоров на постовую охрану,
и ряда других показателей, по мнению членов комиссии, не способны оказывать охранные услуги без существенных нарушений действующего законодательства.На заседание Комиссии были приглашены 6 охранных организаций. По результатам работы комиссии направлена информация в отношении вышеуказанных организаций в прокуратуру Амурской области; председателю Антитеррористической комиссии Амурской области; Государственную инспекцию труда; Управление ФНС РФ в Амурской области; Управление ФАС по Амурской области, в прокуратуру Хабаровского края и Управление Росгвардии по Хабаровскому краю, в прокуратуру Новосибирской области и в Управление Росгвардии по Новосибирской области для проведения соответствующих мероприятий по выявлению и документированию нарушений законодательства Российской Феде-рации (по подведомственности) с учетом проведенного анализа и выработки профилактических мероприятий по недопущению указанных нарушений.
В состав Комиссии вошли и приняли активное участие представители ФНС России, УФАС региона и Государственной инспекции по труду, что позволило выработать четкий маркер, указывающий на нарушение. Это – несоответствие количества персонала организации по данным налоговой службы количеству охранников по данным Росгвардии.
Анализируя механизм торгов на закупку охранных услуг (ФЗ-44, ФЗ-223), эксперты ФКЦ РОС пришли к выводу, что добиться очищения рынка от недобросовестных заказчиков, не способных оказывать качественные услуги, с одной стороны, и обворовывающих бюджет, с другой, невозможно без изменения метода формирования НМЦК на услуги по физической охране объектов. А именно – замены метода сопоставимых рыночных цен на затратный метод.
Этой теме Общественной палате РФ был посвящен целый цикл мероприятий. Также прошли слушания в ТПП России и РСПП, результатом которых стали обращения руководителей этих организаций к Вице-премьеру Правительства России А.Г. Силуанову.
На данном этапе, на Конференции в Санкт Петербурге 25-26.09.2019, ФКЦ РОС обратилось к руководству Росгвардии с ходатайством о создании межведомственной рабочей группы по выработке консолидированной позиции в вопросе применения, при формировании начальной максимальной цены контрактов при закупке услуг по физической охране у частных охранных организаций иных методов формирования цены, чем применяемые на сегодняшний день, то есть, рассмотреть возможность применения затратного метода, и, в случае принятия межведомственной рабочей группой положительного заключения, просить Росгвардию ходатайствовать перед Правительством РФ об издании соответствующего Постановления.
ФКЦ РОС разработаны Методические рекомендации по выявлению частных охранных организаций, осуществляющих деятельность с систематическими нарушениями требований трудового, налогового законодательства и законодательства, регулирующего частную охранную деятельность, которые были подготовлены с участием экспертов ФКЦ РОС”.
Далее с докладом о состоянии рынка охранных услуг области выступил генеральный директор Общество с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Титан» Юрий Симоненко.
Охранные предприятия в РФ осуществляет деятельность по охране объектов на основании Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 N 2487-1. Согласно части первой статьи 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи устанавливает, что месячная заработная плата работника не мо-жет быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, постановлено, что заработную плату за работу в особом климате необходимо устанавливать в размере не менее МРОТ и уже после того, как работодатель исполнит это требование, он должен начислять районные коэффициенты и процентную надбавку,
В соответствии с Федеральным законом от 07 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года МРОТ установлен в размере 11 163,0 рублей. Указанные поправки вступили в силу с 1 мая 2018 года, а суммарное повышение МРОТ с их учётом в 2018 году составило 43 %. Таким образом, с 01 января 2018 г. предприятиям необходимо нести расходы на месячную оплату труда каждого работника в размере не менее 16 744,5 рублей.
На основании Федеральных законов о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ и услуг проводятся аукционы в том числе и на оказание охранных услуг, при этом ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ не учитывают, что поставщики имеют возможность для снижения цены контрактов до любой суммы, что способствует появлению недобросовестных поставщиков, которые не выплачивают заработную плату сотрудникам, а соответственно и налоги, предусмотренные законодательством РФ.
Кроме того аукционной или котировочной документацией установлено, что цена договора включает в себя все расходы, предусмотренные для качественного оказания услуг, в том числе расходы на оплату труда квалифицированных сотрудников при круглосуточном режиме охраны объектов (заработная плата, оплата за работу в ночное время, в праздничные дни, ежегодный отпуск), а так же все виды налогов, транспортные расходы, расходы на форменную одежду, средства связи, спецсредства, логотипы охранной фирмы, расходы предусматривающие повышение квалификации сотрудников.
Однако при этом, федеральные законы не предусматривают, что в сумму контрактов (договоров) должны включаться все расходы исполнителя, в том числе и заработная плата сотрудников, которая не должна быть ниже МРОТ, а при наличии у поставщиков возможности бесконечного снижения, очень часто цена контрактов такая, что о выплате МРОТ не может идти даже речи, да и первоначальная цена по государственным контрактам ничтожно мала и не соответствует сумме выплат МРОТ в связи с отсутствием назначений или отсутствием у Заказчиков желания или возможности соответствовать реалиям сегодняшнего времени.При определении первоначальной максимальной цены Контракта или договора, в документации заказчиков изначально не заложено требования о выплате заработной платы работникам не ниже МРОТ, что напрямую нарушает права как работников, так и добросовестных поставщиков, которые следуют Федеральным законам в ущерб безопасности и возможности выплаты согласно МРОТ.
На основании вышеизложенного делаю выводы о том, что:
1. Закупки по заключениям договоров на оказание охранных услуг изначально выставляются с ценой, не соответствующей нормам Федерального законодательства, Начальная максимальная цена за час оказания услуг физической охраны варьируется от 67 до 160 рублей.
2. Когда на основании рекомендации счетной палаты РФ один час работы одного сотрудника охраны должен соответствовать не менее 205 рублей час, а для районов севера 255 рублей час на одного сотрудника охраны.
3. Таким образом, система пошагового снижения цены контрактов на основании № 44, и 223 ФЗ с учетом низкой начальной максимальной цены контракта на старте на пл-щадках изначально ставит охранные предприятия в условия невозможности выплаты хотя бы МРОТ и всех налоговых сборов, и платежей в бюджеты всех уровней.
4. Заказчик изначально нарушает действующее законодательство, не просчитывая увеличения суммы хотя бы на основании МРОТ, установленный в РФ.
5. Более того суммы начальной максимальной цены контрактов в 2019 году еще и уменьшаются под предлогом мотива в отсутствии назначений сверху.
6. Еще одна проблема — это демпинг фирм до недопустимо низкого снижения. Но даже если мы не будем демпинговать фирмами Амурской области, то придут ЧОПы из других регионов и будут работать в нашем регионе, многие из которых, по опыту, недобропорядочные. Поэтому все борются что бы сохранить хотя бы то, что имеют.
7. Мы обращались в Казначейство, Прокуратуру и ФАС Амурской области.
8. Ответ ФАС: На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении правомерности обоснования(максимальной) цены контракта.
9. Ответ Управления Федерального казначейства по Амурской области; Таким образом, УПФР в г. Белогорске вправе было указать в плане-графике на 2018 год цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК ( в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.
10. Ответ Прокуратуры Амурской области: Направляется для организации рассмотрение обращение об обжаловании действий ПФР г. Белогорска. Таким образом контроль обоснование за начальной максимальной ценой на закупках никто не осуществляет.
11. Итог невозможности поднятия увеличения цены заказчиков.На основании вышеизложенного, прошу, Вас рассмотреть возможность выхода с законодательной инициативой, по внесению изменений и дополнений к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федеральному закону «О закупках то-варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в части установления порога возможного снижения цены контракта с учетом заложения в нее заработной платы сотрудников не ниже МРОТ.
Обеспечить контроль закупок, Федеральными органами власти, таким образом, чтобы при выставлении заказчиками на площадках аукционов и котировок на основании №44 ФЗ и 223 ФЗ обеспечение контрактов средствами было в соответствии с рекомендацией Счетной палаты РФ не ниже МРОТ с учетом оплаты всех налоговых платежей и сборов”, – заключил Юрий Сергеевич.
В своем выступлении Председатель Амурского регионального отделения ООО МСП «Опора России» Борис Белобородов, в частности, рассказал, что Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» общественное объединение предпринимателей, собственников и руководителей малых и средних предприятий, граждан, разделяющих цели организации. Целью организации, по его словам, является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для формирования благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.
«ОПОРА РОССИИ» является площадкой для эффективного профессионального диалога малого и среднего бизнеса с органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и российских регионов и муниципалитетов, контролирующих и надзорных органов, представителями организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также экспертного сообщества.
Предлагаю помощь. Для этого в организации создано «Бюро по защите прав предпринимателей». Выслушаем, посоветуем, поможем, защитим. Готов быть членом Координационного Совета Управлении Росгвардии по Амурской области и войти в состав Комиссии по повышению качества охраны”, – казал он в заключение..
Заместитель Руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области Рената Пельменёва, в свою очередь, отметила, что за истекший период было проведено 29 внеплановых проверок, грубых нарушений не выявлено. 12 проверок было по вопросам охраны труда. Основные проблемы: договора не соответствуют требованиям Трудового кодекса РФ, оплата труда ниже МРОТ, оплата труда производится несвоевременно, с задержками по срокам.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере и о несовершеннолетних прокуратуры области, юрист первого класса Эдуард Тризна среди основных недостатков, выявленных в ходе проведенных проверок в 2019 году, назвал отсутствие лицензии на осуществление охранной деятельности, отсутствие у граждан удостоверений, личных карточек, невыплата окончательного расчета в день увольнения, заработной платы в ночное время, невнесения в трудовой договор обязательных условий, связанных с установлением режима рабочего времени, несоответствующие должностные инструкции, нарушения законодательства о закупках, антимонопольного законодательства при осуществлении государственными и муниципальными заказчиками закупок охранных услуг.
О результатах проверок деятельности частных охранных предприятий за 2019 год также рассказал старший инспектор по ОП отделения КЧОД Управления Росгвардии по Амурской области, майор полиции Мормоль А.В.
По его словам, на территории Амурской области зарегистрировано 110 охранных структур. Для выполнения уставных задач у них имеется 535 единиц служебного оружия. Под охраной негосударственных структур безопасности находится 8008 объектов раз-личной формы собственности (с учетом объектов, охраняемых группами быстрого реагирования ЧОО – 5876, охраняемых ЧОО с использованием оружия – 989 и объектов, охраняемых ЧОО без использования оружия – 1143).
В 2019 году, сотрудниками Росгвардии проведено 308 проверок объектов, охраняемых частными охранниками, составлено 49 административных протоколов по ст. 20.16 КоАП РФ.
По состоянию на 1 ноября 2019 г., проведено 32 внеплановые проверки лицензиатов (включая – 23 лицензионный контроль в рамках поданных заявлений и 9 проверок в рамках осуществления государственного контроля за деятельностью частных охранных организаций). В ходе проверочных мероприятий, выявлено 19 нарушений в сфере частной охранной деятельности. В отношении 10 юридических лиц составлено: 8 административных протоколов по ч. 3 ст. 14.1 и 2 протокола по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (незаконная охранная деятельность). В отношении должностных лиц (руководителей) составлено 9 административных протоколов по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ.
В ходе исполнения требований пункта 8 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 13 марта 2019 года, утвержденного Президентом Российской Федерации от 20 марта 2019 г. № Пр-477, в соответствии с которым, Росгвардией проводятся мероприятия по проверке частных охранных организаций, оказывающих охранные услуги на объектах образования, в августе 2019 г. руководителям 5 ЧОО оформлено и направлено 5 предостережений о недопустимости нарушений лицензионных требований, установлен срок устранения нарушений 2 месяца, проводится мониторинг исполнения предостережений, по одному предостережению возбуждено административное производство о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КРФоАП.
В марте 2019 года, УФАС по Амурской области, по факту обращения Управления, о нарушении порядка проведения предусмотренных ФЗ-44 -2012 г. торгов Управлением № 7 ФНС России, с участием 2 представителей отделения КЧОД проведена внеплановая проверка закупки, по результатам которой установлено нарушение ФНС, порядка организации торгов на охрану объекта, подлежащего антитеррористической защищенности. Материалы проверки направлены должностному лицу УФАС по Амурской области для привлечения председателя закупочной комиссии к административной ответственности по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
3 июля 2019 года Управлением в прокуратуру Амурской области направлены материалы работы комиссии КС управления по повышению качества оказания охранных услуг, предоставляемых шестью частными охранными организациями для принятия мер прокурорского реагирования. Прокурорами вынесено 4 представления руководителям охранных организации об устранении нарушений законодательства.
По изменениям федерального законодательства в области частной охранной деятельности, произошедшие в 2019 году, дал разъяснения начальник отделения КЧОД – заместитель начальника ЦЛРР, заместитель председателя КС Управления Росгвардии по Амурской области подполковник полиции Сергей Лагутов.
РООООР ФКЦ РОС в Амурской области