В соответствии с указанием ГУГКиЛРР Росгвардии от 14 марта 2018 года № 9/733 и планом проведения в 2018 году Координационных советов во взаимодействию с частными охранными организациями, 15 августа 2018 года в Симферополе состоялось расширенное заседание Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности под председательством начальника Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю Степана Гайдаржийского.
В мероприятии также принимали участие: заместитель начальника Главного управления – начальник ЦЛРР Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю Михаил Готовкин, председатель Правления Ассоциации Крымского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур (Ассоциация РООР ФКЦ Крым) Эдуард Горидько, председатель правления Севастопольского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур Александр Еремкин, начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Крым» Валерий Харчиков, заместитель начальника отдела по организации охраны общественного порядка МВД по Республике Крым Юрий Тарабара, заместитель начальника ОУУП и ПДН МВД по Республике Крым Алексей Краснопольский, Заместитель начальника Управления комплексной безопасности Министерства образования, науки молодежи Республики Крым Александр Руднев, а также представители 54 частных охранных организаций и 2 негосударственных образовательных учреждений.
Главной темой заседания стала выработка механизма межведомственного взаимодействия по профилактике и недопущению противоправных действий в образовательных учреждениях, а также организация взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами в период подготовки и проведения Дня знаний.
Участники проанализировали деятельность частных охранных организаций, осуществляющих охрану объектов образования на территории Республики Крым за истекший период текущего года, обсудили проблемные вопросы в сфере частной охранной деятельности по охране образовательных учреждений.
Организации взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами в период проведения Дня знаний была посвящена тема выступления старшего инспектора ЦЛРР Главного Управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю подполковника полиции Максима Синицына. В частности, он привел статистику по ЧОО, осуществляющих охрану образовательных учреждений деятельности на территории Крыма и г. Севастополя. По его словам, на текущий момент в РК и г. Севастополе зарегистрировано соответственно 4501 и 598 частных охранников, в охране образовательных организаций задействовано соответственно 215 и 49 частных охранных предприятий. Всего под охраной находятся 12908 объектов. Из числа всех ЧОО – 33 работают с оружием.
Говоря об охране образовательных учреждений Крыма и Севастополя, докладчик отметил, что на сегодня в Крыму имеется 1192 образовательные организации, из которых под охраной находятся только 327 объектов, из них только 126 – под физической охраной.
В городе Севастополе из 177 объектов под технической охраной находятся 38 организаций и 7 – под физической. При этом в городе проверка была осуществлена на всех 38 объектах образования. По результатам проверки составлено 13 протоколов.
Всего же за истекший период сотрудниками ЦЛРР были проведено 337 проверок, в отношении персонала ЧОО выявлено 138 нарушений. В отношении должностных лиц составлено 38 протоколов, в отношении юридических лиц – 10 протоколов.
По состоянию на 13 августа осуществлена 281 проверка образовательных учреждений, находящихся под охранной ЧОО. По результатам за нарушения лицензионных требований в отношении 7 руководителей ЧОО составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 20.16 КоАП (Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований).
Докладчик заострил внимание на задачах, которые ставятся перед руководством охранных структур в период подготовки и проведения Дня знаний, и в целом по охране образовательных учреждений.
Особый акцент был сделан на требовании ограничения перемещения оружия, необходимости локализации групп быстрого реагирования вблизи объектов образования, обеспечения частных охранников памятками по действиям на объектах с массовым пребыванием людей.
Представитель ЦЛРР настоятельно рекомендовал провести дополнительные инструктажи с персоналом, провести встречи с директорами школ по вопросу определения групп риска среди школьников. Руководству ЧОО напомнили о необходимости устранить имеющиеся недостатки в части соблюдения требований постановлений Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», а также постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017
№ 1235 «Об утверждений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в соответствии с пунктом 4 частью а) и пунктом 13 Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» обязательным требованием является наличие у частной охранной организации служебного оружия и специальных средств.
В докладе было отмечено, что вопросы соблюдения законодательных норм по обеспечению безопасности охраняемых ЧОО образовательных учреждений находятся на постоянном контроле ЦЛРР. Также присутствующим было доведено, что 8 июля 2018 года вступили в силу изменения постановления Правительства от 23.07.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», где пунктом 8(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности утвержден перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности. А согласно положениям статьи 11.5 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» случае выявления грубых нарушений предусмотрено приостановление действия лицензии.
В завершении своего выступления Максим Геннадьевич выразил надежду на серьезный подход и личную ответственность руководства ЧОО к обеспечению безопасности объектов образования в период проведения Дня знаний, и недопущению чрезвычайных ситуаций.
С докладом о деятельности частных охранных организаций города Севастополя, их взаимодействия с правоохранительными органами в сфере охраны севастопольских образовательных организаций выступил председатель правления Ассоциация РООР ФКЦ Крым Эдуард Горидько.
По его мнению, одной из причин неэффективной организации безопасности на многочисленных объектах такого рода является отсутствие достаточного человеческого ресурса для полноценного обеспечения задач по охране, а именно – нет резерва квалифицированных кадров, чтобы обеспечить все образовательные учреждения профессиональной охраной. Под профессиональные критерии подходит лишь 2–3 тыс. человек.
Кроме ограниченности качественного человеческого ресурса, существует и другая причина низкой эффективности защиты – недостаток или порой полное отсутствие финансового ресурса. Сегодня с бюджетными учреждениями охранным предприятиям работать невыгодно из-за низких расценок, и эта ситуация характерна не только для Крыма и Севастополя. В результате конкурсы на физическую охрану выигрывают компании, предлагающие самую низкую цену, за которой априори стоит некачественный уровень оказания охранных услуг.
Учитывая эти особенности, Ассоциация РООР ФКЦ Крым ставит своей задачей ведение разъяснительной работы в отношении начальной (максимальной) цены госконтрактов по охране образовательных учреждений, с тем, чтобы она была не ниже минимальной стоимости услуг, рассчитанной на основе МРОТ, что позволит частной охранной организации работать в «белую», не нарушая действующее трудовое и налоговое законодательство, и не в убыток своим экономическим интересам.
Эдуард Владиславович напомнил, что охранное предприятие, желающее выполнять государственные заказы на осуществление охранной деятельности в образовательных учреждениях, должно соответствовать всем 7 пунктам ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». ЧОП должно иметь в наличии оружейную комнату, служебное оружие, пульт, на который поступает информация, группы реагирования. Охранники, нанятые на работу в такой организации, должны пройти 266 часов обучения, иметь квалификацию 6 разряда и ежегодно сдавать периодическую проверку на пригодность к действиям с оружием и специальными средствами.
В этой связи, в целях формирования благоприятных условий для эффективной организации охраны образовательных учреждений организациям, выступающим в качестве Заказчика, следует осуществлять запрос информации о достоверности предоставленных победителем конкурсных процедур сведений перед заключением государственного контракта в Центре лицензионно-разрешительной работы. И, в случае выявления нарушений, заказчику рекомендовано предоставлять информацию об этом в адрес Центра лицензионно-разрешительной работы и Ассоциации РООР ФКЦ Крым.
Эдуард Владиславович заверил присутствующих, что Ассоциация РООР ФКЦ Крым будет размещать информацию о недобросовестных поставщиках охранных услуг на своем сайте, но для этого нужно эффективное взаимодействие между местными охранными организациями, ОЛРР и Ассоциацией. Одним из ярких примеров такого взаимодействия может стать размещение на сайте Ассоциации электронного адреса для связи с ЧОО по вопросу ведения электронного реестра для обработки заявок на сдачу периодических проверок персоналом охранного предприятия.
В выступлении было также отмечено, что после вступления в Ассоциация РООР ФКЦ Крым большинства крупных охранных предприятий Крыма, с которыми будут заключены договора, организация сможет защищать интересы своих членов как перед проверяющими органами, так и заключать трехсторонние соглашения с территориальными органами – трудовой и налоговой инспекцией, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, администрацией города Симферополя, Правительством Крыма.
Площадка Ассоциация РООР ФКЦ Крым поможет охранному сообществу в выработке единой политики и правил на рынке охранных услуг Крыма и Севастополя, формировании предложений по улучшению климата конкурентной среды в Крыму, а также получить возможность представительства на всероссийском уровне и принять участие в процессе формирования национального стандарта в области охранной деятельности.
Эдуард Владиславович напомнил, что начиная с 24 апреля 2018 года Ассоциация РООР ФКЦ Крым принимает участие уже в третьем КС. За это время начата работа с представителями Минобразования, Рособрнадзора, территориальными органами ЛРР.
При поддержке и с помощью ОЛРР Ассоциация создала свой действующий сайт, рабочую электронную почту, подготовила ряд информационных материалов для ЧОО, разработала предложения для ОЛРР по формированию электронного реестра заявок на сдачу периодических проверок персоналом частных охранных организаций, ведомственной охраны и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, презентацию программного обеспечения для формирования которого провела Ответственный секретарь Координационного совета Тамара Чижова.
Данная технология регистрации заявок создана в целях эффективного использования сил и средств Комиссии по приему периодических проверок у частных охранников, сотрудников ведомственной охраны, работников юридических лиц с особыми уставными задачами, а также для формирования приемлемого графика работы членов Комиссии, упорядочения их рабочей загрузки, что даст возможность проводить проверку теоретической и практической части качественно.
В частности, разработанная программа даст возможность на основе обработанных заявок готовить по согласованию с образовательными организациями, на базе которых Комиссия осуществляет проведение проверок, график ее работы (реализация п.23 Положения), и приглашения на согласованные даты с последующим информированием руководителей частных охранных организаций, ведомственной охраны, юридических лиц с особыми уставными задачами (реализация п.24 Положения). Программа, содержащая ряд полей и фильтров со сведениями о кандидате на прохождение проверки, предусматривает возможность формирования в дальнейшем аналитических данных и статистической отчетности по отрасли, что с точки зрения контроля особенно актуально для контингента, работающего с оружием.
Так, при электронной регистрации заявок систематизируется работа инспекторов ОЛРР и организаций, представляющих площадки для приема проверок в отношении непрошедших периодическую проверку и направленных на повторную сдачу. Данные электронного реестра позволяют сформировать новую дату сдачи, но не ранее 14 дней (реализация п.28 Положения). Кроме того, реестр позволяет ЦЛРР получать выгрузки данных для направления уведомлений в адрес руководства ЧОО в случае необходимости лишения охранника личной карточки и запрета на использование оружия, как дважды не прошедшего проверку (реализация п.35.5 Положения).
По словам докладчика, в настоящее время этот процесс дезорганизован во всех школах, что влечет за собой либо бесконтрольное увеличение количества сдающих проверку, либо выезд инспектора для приема, на который никто не явился. Программа помимо прозрачности системы сдачи проверок, усиления контроля со стороны ЦЛРР за качеством подготовки персонала ЧОО, реестр позволяет избежать большого количества документооборота и ускорить процедуру согласований, что важно в условиях большого количества охранников и роста количества образовательных организаций, на базе которых проводится прием проверок.
Руководитель Севастопольского РООР ФКЦ РОС Александр Ерёмкин проинформировал присутствующих о том, что в Севастополе Прокуратурой города были инициированы проверки выполнения норм законодательства по обеспечению безопасности объектов образования, после чего решением судов ряд школ обязали обеспечить охрану учреждений с помощью специализированных лицензированных ЧОО.
Информация вызвала интерес присутствующих, которые обменялись мнением по вопросу работы ЧОО на объектах образования, проблем с финансированием таких учреждений, взаимодействия с Минобразования, органами Прокуратуры, представителями местных РООР при обеспечении норм законодательства в сфере безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
По результатам обсуждения участниками были приняты следующие решения:
1. В целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, в период проведения мероприятий, посвященных Дню знаний минимизировать торговлю, перевозку и транспортировку оружия;
2. Для обеспечения охраны образовательных учреждений использовать только квалифицированный, прошедший в установленные сроки периодические проверки на пригодность к действиям связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, персонал. При этом руководителям частных охранных организаций обеспечить частных охранников, задействованных в мероприятиях, памятками по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, провести дополнительные инструктажи с работниками, на которых особое внимание обратить на взаимодействие с правоохранительными органами, указать, что в случае получения оперативно-значимой информации незамедлительно сообщать ее в правоохранительные органы;
3. Частным охранным организациям, имеющим группы быстрого реагирования необходимо приблизить экипажи к объектам проведения мероприятий, а также к привокзальным площадям автостанций, культурно-зрелищных объектов, рынков, торговых центров и иных объектов массового пребывания граждан;
4. Руководителям частных охранных организаций, осуществляющих охрану образовательных учреждений необходимо провести рабочие встречи с директорами образовательных учреждений по вопросу установления детей склонных к различным правонарушениям. Данную информацию довести до работников, задействованных в охране образовательных учреждений, с целью особого контроля за указанными.
По итогам мероприятия 17 августа 2018 года был проведен сбор инициативной группы представителей ведущих охранных предприятий Республики Крым для обсуждения плана мероприятий на вторую половину 2018 года.