По материалам I съезда ФКЦ РОС. Олег Климочкин: “Концепция развития профессиональных квалификаций в охранной отрасли: этапы реализации и ожидаемые результаты”

Предлагаем вниманию читателя доклад директора НИЦ “Безопасность” Олега Владимировича Климочкина, представленного им на I съезде ФКЦ РОС 22 марта 2018 года.

В системе профессиональных квалификаций в России к 2020 году должны произойти большие изменения – профессиональные стандарты станут фактически обязательными к исполнению во всех отраслях. Новая система призвана сменить устаревшие квалификационные справочники.

Реформа определения квалификации работника была инициирована Президентом России (Указ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).
3 июля 2016 г. принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Координирует эту работу Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), председателем которого является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Александр Николаевич Шохин.

Под эгидой этого органа действуют советы по профессиональным квалификациям в различных сферах деятельности. Всего имеется 28 таких Советов и 8 декабря одобрено создание еще 2-х. У охранного сообщества в настоящее время своего Совета по профессиональным квалификациям нет.

Организационную, методическую и экспертную поддержку их деятельности, а также утверждение перечней специальностей (квалификаций) осуществляет Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).

В соответствии с законом Советы по профессиональным квалификациям (СПК), в первую очередь, создаются на базе профильных объединений работодателей либо иных отраслевых организаций, которые способны поддерживать профстандарты в актуальном виде. Система достаточно стройная.

Работодатели – то есть практики, как основные участники рынка сами определяют, какой должна быть квалификация у работника, которого они нанимают для оказания охранных услуг
Государственные органы (регуляторы) осуществляют согласование профстандартов, а утверждаются они приказом Минтруда России.

Далее – на основании профессиональных стандартов Минобрнауки России формирует государственные федеральные образовательные программы по профессиям и специальностям, а профильные образовательные учреждения программы обучения.

Определять перечень необходимых в отрасли квалификаций должен профильный Совет по профессиональным квалификациям, каждый в своей в своей сфере. Определять соответствует ли работник предъявляемым требованиям профстандартов или нет будут Центры оценки квалификаций (ЦОК), которые уполномочены проводить профессиональный экзамен на возмездной основе. Размер оплаты, как минимум, должен будет окупать затраты на проведение квалификационных экзаменов. Юридическое лицо, на базе которого создается такой центр, должно быть одобрено Национальным советом по ходатайству профильного Совета по профессиональным квалификациям.

Все специалисты и работники будут градированы на 9 квалификационных уровней. С 1 по 4 – это должности рабочих, а с 5 по 8 специалисты и руководители. 9 уровень – соответствует примерно председателю ООН.

Такая градация утверждена приказом Минтруда России 148н от 12 апреля 2013 г. Приказ опубликован на ГардИнфо.

Как правило, работники 1 и 2 квалификационных уровней не подлежат дополнительной оценке квалификации. Требования к их подготовке ограничиваются начальной подготовкой и специальным инструктажем.

На 1 января 2018 года утверждено более 1100 квалификаций на основе около 330 профессиональных стандартов, работают свыше 150 центров оценки квалификаций (ЦОК). Продолжается разработка так называемых комплексов оценочных средств (КОС) – тех самых тестов, по результатам прохождения которых люди смогут получать сертификаты, подтверждающие ту или иную квалификацию.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями указанного федерального закона с 1 июля 2019 года во всех сферах деятельности где приняты профессиональные стандарты, изложенная выше система независимой оценки квалификации будет обязательной для всех организаций и их работников независимо от того принимают ли они к своему руководству профессиональные стандарты или нет.

Иной порядок оценки квалификации может быть установлен профильным законом с обязательным внесением соответствующих положений в Трудовой кодекс о таком особом порядке.

Что делается в сфере охранных услуг? Работа по формированию соответствующего Совета по профессиональным квалификациям в сфере охранных услуг ведется безуспешно уже более двух лет. Причина – открытое лоббирование отдельными руководителями РСПП интересов одной из приближенных коммерческих структур – Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», президентом которого является Перцев Анатолий Анатольевич, а директором Ананьев Виктор Алексеевич.

Так уже второй год подряд данные бизнесмены вместо выстраивания должной системы профессиональных квалификаций в охранной отрасли готовят из этого коммерческий проект.
Весной 2017 года данный Фонд разработал профессиональный стандарт под названием «Специалист в области охранной деятельности».

В данный проект стандарта одновременно включены все должности персонала охранных структур (9 позиций) – от охранника и оператора пульта охраны до руководителя охранной организации (для рабочих и руководителей, как правило, делаются отдельные стандарты). При этом все должности отнесены к 3 квалификационному уровню и выше, что с июля 2019 года фактически обяжет работников платно подтверждать свое профессиональное соответствие. То есть, по концепции данного стандарта любой охранник, после обучения и сдачи квалификационного экзамена должен будет проходить дообучение и идти в Центр оценки квалификации (ЦОК) для сдачи дополнительного экзамена на соответствие требованиям профессионального стандарта. Дополнительное обучение и экзамен соответственно платные. Фактически предпринимаемые ими шаги будут накладывать на и без того финансово обремененную низкооплачиваемую часть населения дополнительную нагрузку, сопоставимую с месячной зарплатой.

При этом рассматриваться проект данного профессионального стандарта должен был на Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка, в рамках деятельности которого летом 2017 г. было инициировано создание Комиссии по экономической безопасности и охранной деятельности.

Руководитель данного СПК Мурычев Александр Васильевич, вице-президент РСПП, принял для этого активные шаги с проведением организационного совещания, на которое представителей отраслевого объединения работодателей ФКЦ РОС даже не пригласили.

Только активными обращениями в соответствующие государственные инстанции, в том числе со стороны государственного регулятора –Росгвардии принятие данного стандарта и создание указанной Комиссии было приостановлено до формирования профильного СПК.

Учитывая такую деструктивную деятельность Фонда, Общероссийское отраслевое объединение работодателей ФКЦ РОС, являясь единственным профессиональным объединением руководителей охранных организаций федерального уровня 7 сентября 2017 г. подало пакет документов в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям о создании на своей базе Совета по профквалификациям в сфере охраны и безопасности.

Юридическое сопровождение процесса формирования данного Совета ФКЦ РОС поручил нашему отраслевому Научно-исследовательскому центру. Одновременно всеми учредителями НИЦ «Безопасность» нам было поручено разработать проект Концепции развития профессиональных квалификаций в отрасли – то есть проанализировать и обосновать какие же все-таки должности в охранных организациях требуют дополнительной подготовки и соответствующей дополнительной аттестации, а какие нет. Такая концепция разработана и разослана для обсуждения всем членам Отраслевого объединения работодателей, а также размещена в широком доступе на портале ГардИнфо. На её положениях я остановлюсь отдельно.

В то же время, на указанное обращение о создании на своей базе профильного Совета по профессиональным квалификациям ФКЦ РОС получило ответ, что Решением заседания Национального совета от 20 сентября 2017 года (протокол № 23) при нем на базе РСПП создана «Временная комиссия по профессиональным квалификациям в сфере охранной деятельности», задачей которой является выработка необходимых рекомендаций по формированию СПК и его состава до 1 мая 2018 г.

Руководителем Комиссии назначен Черепов Виктор Михайлович, исполнительный вице-президент РСПП, который вместо основной задачи, указанной в протоколе, также предпринял активные попытки по проталкиванию вышеуказанного проекта профессионального стандарта, разработанного Фондом.

Так, для этого в состав данной Временной комиссии из 13 человек были включены все те же руководители Фонда – президент Перцев А.А., директор Ананьева В.А., научный руководитель Фонда Шестаков В.И. и еще ряд приближенных к ним предпринимателей. Представители профильного объединения работодателей ФКЦ РОС, отраслевых профсоюзов и госрегулятора в состав Временной комиссии демонстративно не включены.

Компетенция данной Комиссии, несмотря на её изначальное название (в сфере охранной деятельности), значительно расширена до негосударственной сферы безопасности для того, чтобы частная охрана размывалась отдельным незначительным элементом.

30 января 2018 г. проведено первое заседание Временной комиссии, на которое представители Общероссийского отраслевого объединения работодателей ФКЦ РОС, отраслевых профсоюзов и государственного регулятора также не приглашались.

На данном заседании было открыто заявлено о формировании Совета по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности на базе данной Временной комиссии в марте-апреле т.г. и в очередной раз был роздан вышеуказанный проект профессионального стандарта для его изучения и одобрения на следующем заседании.

Указанная позиция была подтверждена Череповым В.М. 14 февраля т.г. на заседании вновь созданной Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, а также 16 марта т.г. на втором заседании Временной комиссии, где данный профстандарт был рассмотрен, взят за основу и принято решение о его доработке в 10-дневный срок для представления на заседание Национального совета и дальнейшего утверждения в Минтруде.

Фактически, представители указанного Фонда заново цинично, проталкивают свой коммерческий проект, направленный исключительно на получение прибыли за счет средств охранников. Это делается при активной поддержке руководителя Временной комиссии Черепова В.М., который кулуарно принимает решения без учета мнения основных отраслевых институтов – работодателей и профсоюзов, при этом игнорируя позицию государственного регулятора.

Анализ федерального законодательства, регламентирующего вопросы независимой оценки квалификации, показал, что официальных причин для отказа ФКЦ РОС в создании на своей базе профильного Совета по профессиональным квалификациям не имеется. Поэтому имеем основания полагать, что Временная комиссия создана с целью обосновать отказ в регистрации Совета по профессиональным квалификациям на базе профильного Общероссийского отраслевого объединения работодателей и любыми путями «протолкнуть» коммерческий проект руководителей указанного Фонда.  Фактически можно констатировать, что состав Временной комиссии сформирован в интересах данного Фонда.

При этом следует отметить, что сам руководитель Временной комиссии Черепов В.М., являясь профессионалом абсолютно в другой области – в медицине, демонстративно игнорирует мнение специалистов, в первую очередь профильного отраслевого объединения работодателей и отстаивает интересы узкой группы приближенных к нему бизнесменов, которые никак не представляют отрасль. По нашему мнению, организация, финансируемая одним человеком, я говорю о Независимом научном фонде, не должна возглавлять работу отраслевых институтов охранного сообщества на федеральном уровне.

Это, по крайней мере, несправедливо и не уважительно по отношению к остальным участникам рынка и всему, почти миллионному охранному сообществу. Мы со своей стороны предприняли максимум усилий по разъяснению своей позиции и несправедливости сложившейся ситуации руководству РСПП и Нацсовета по профессиональным квалификациям.

Однако достучаться пока не удалось – и интересы профессионального охранного сообщества до сих пор открыто игнорируются.

Уверен, что реализация указанных планов Перцева А.А. и Ананьева В.А. спровоцирует серьезное протестные действия со стороны охранников и вызовет резонансное социальное напряжение в охранном сообществе.

Учитывая изложенное, считаю необходимым участникам Съезда официально протоколом закрепить позицию по данному вопросу – на какой базе должен формироваться Совет по профессиональным квалификациям рынка охранных услуг: Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, выражающего в настоящее время интересы более 250 тыс. охранников или организации, представляющей несколько десятков ЧОПов.

Также предлагаю внести в резолюцию Съезда решение направить соответствующее открытое обращение в высшие государственные инстанции, в том числе нашему национальному лидеру – вновь избранному Президенту Российской Федерации о создавшейся ситуации, с просьбой защитить охранную отрасль и принять меры по пресечению изложенных кулуарных махинаций отдельных руководителей РСПП при принятии таких ответственных решений для охранного сообщества, а также по защите интересов работников нашей отрасли, которая насчитывает свыше 700 тыс. квалифицированных работников.

Что касается Концепции развития профессиональных квалификаций в охранной деятельности, то, в первую очередь, исходили их того, что количество часов подготовки для охранника снизилось с 240 до 80. Этого вполне достаточно для охранника, осуществляющего простые функции охраны имущества на объекте. В данной части его предложено отнести ко 2 квалификационному уровню. К такой же квалификации, по нашему мнению, должны относиться и операторы пультов охраны. Для контролера-наблюдателя на перспективу оставили 1-й квалификационный уровень. Данная категория работников никаких дополнительных аттестаций и экзаменов проходить не должна – достаточно инструктажей при начале осуществления своих должностных обязанностей.

К 3-му квалификационному уровню мы отнесли:

  • старшего наряда охраны на стационарном объекте,
  • охранника, обеспечивающего охрану перевозимых ценностей,
  • охранника экипажей групп быстрого реагирования,
  • телохранителя,
  • охранника на отдельных объектах образовательных организаций,

Отдельные вышеуказанные должности по решению объединения работодателей, то есть вас самих, возможно могут потребовать дополнительной подготовки и периодического подтверждения квалификации.


К 4-му квалификационному уровню, требующему обязательное дополнительное повышение своей квалификации отнесены:

  • Старшие смен (объектов) всех видов охраны, оперативные дежурные (при условии, что такая смена будет численностью от 100 человек и более),
  • Старшие групп быстрого реагирования, личной охраны –
  • Старший специалист по учету и контролю вооружения (при наличии более 50 ед. оружия);
  • Старший специалист по эксплуатации и обслуживанию ИТСО выше среднего уровня сложности;
  • Старший смены пульта ИТСО (при наличии в смене 10 чел. и более).

Требования к данной категории специалистов:

  • дополнительная подготовка (в первую очередь для тех, кто обучался всего 80 часов);
  • 2-3 года опыта работы в области охраны, в том числе с учетом стажа работы в правоохранительных органах или иных силовых структурах;
  • периодичность прохождения дополнительной аттестации будет зависеть от специфики деятельности от одного раза в 2-3 года и до 5 лет (например после прохождения повышения квалификации при продлении удостоверения частного охранника).

Заместители генеральных директоров небольших охранных организаций по отдельным направлениям работы (видам охранных услуг) отнесены к категории специалистов-руководителей 5 уровня.
К этому же уровню отнесены – помощники директоров по вопросам охраны и руководители подразделений охраны в составе (служб, управлений) крупных охранных организаций.

Руководители охранных структур и их заместители отнесены к 6 и 7 квалификационным уровням.


С учетом указанного, предложено в рамках работы Совета по профессиональным квалификациям в сфере охраны и безопасности провести работу по принятию профессиональных стандартов в первую очередь по основным видам охранных услуг, а также для основных вспомогательных функций в охранных структурах (эксплуатация ТСО и оборот оружия):

1. Работник по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан;
2. Работник по обеспечению охраны имущества;
3. Работник по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;
4. Специалист по эксплуатации и обслуживанию инженерно-технических средств охраны и систем безопасности;
5. Оператор пульта инженерно-технических средств охраны и систем безопасности;
6. Специалист по организации учета и контроля вооружения;
7. Организатор охранной деятельности (руководитель ЧОПа).

Концепция рассмотрена и одобрена на Ученом совете Научно-исследовательского центра и в настоящее время работаем над её универсализацией для работников ведомственной охраны и ФГУП «Охрана».

Как уже говорил председатель Правления ФКЦ РОС А.М. Козлов на данный момент действует только один профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» № 683, утвержденный Минтруда России 11 декабря 2015 г. приказом № 1010н. Данный профессиональный стандарт являлся первым стандартом в сфере охранных услуг и сочетает в себе требования как к работникам, так и опосредованно к самой системе организации охраны школ, в первую очередь обязательным действиям охранников на объектах. В настоящее время по итогам работы Научно-практической конференции Минобрнауки 5 и 6 декабря т.г. мы планируем в 2018 г. провести его актуализацию совместно с представителями данного Министерства и провести мероприятия по его постепенному принятию во всех регионах страны, а также формированию на его основе национального стандарта с требованиями по охране школ и ВУЗов.

Климочкин Олег Владимирович, директор НИЦ «Безопасность», к.э.н.
фото: Дарья Подчезерцева, Дмитрий Кузьмин