
26 октября 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» — ФКЦ РОС.
На момент государственной регистрации Объединение включало в себя 76 юридических лиц из 53 регионов Российской Федерации. ФКЦ РОС является единственным Общероссийским отраслевым объединением работодателей, представляющим интересы руководителей и собственников частных охранных организаций России.
Основным учредителем Общероссийского отраслевого объединения работодателей стала Ассоциация «КЦ РОСС» – крупнейшее корпоративное объединение частных охранных организаций России.
За время, прошедшее со дня образования ФКЦ РОС, Объединение выросло более чем в пятнадцать раз и насчитывает по состоянию на 01 марта 2025 г. 1161 организацию из 82 регионов Российской Федерации. Объединение активно развивается и в организационном плане. Так, в 75 регионах России зарегистрированы региональные объединения (отделения) ФКЦ РОС.
Деятельность объединений работодателей регулируется законодательством РФ и в том числе профильным законом от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ «Об объединениях работодателей». В соответствии с указанным Федеральным Законом Объединение, в частности, имеет право:
- «осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, другими сторонами этих соглашений, а также работодателями, которые уполномочили данное объединение работодателей от их имени заключить эти соглашения либо присоединились к этим соглашениям после их заключения, и работодателями, на которых действие этих соглашений распространено в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации»;
- «наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров»;
- «вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов»;
- «участвовать в установленном федеральными законами порядке в разработке и (или) обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов, других актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, в разработке документов стратегического планирования»;
- «направлять в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, своих представителей в состав общественных советов, постоянных и временных рабочих групп, комиссий, создаваемых при органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления по вопросам, затрагивающим охраняемые законом интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений»;
- «принимать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений»;
- «проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики»;
- «получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением»;
- «участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;
- «участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в создании и развитии системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов».
В соответствии с указанным Законом (ст. 13 часть 2), Объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также в соответствии со ст. 2 часть 2 Закона — «Государство содействует реализации права работодателей на объединение, участию объединений работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, оказывает в соответствии с федеральными законами поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление работодателям, являющимся членами объединения работодателей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей, создает другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей».
Одним из важнейших направлений своей деятельности Объединение считает совершенствование социально-трудовых отношений в частной охранной отрасли, подъем уровня жизни частных охранников и их социальной защищенности, улучшение имиджа профессии «частный охранник» и частной охранной деятельности в целом.
Для достижения указанных целей ФКЦ РОС, в частности, активно добивается того, чтобы государственные конкурсы по закупке охранных услуг проводились по расценкам, позволяющим частным охранным организациям выплачивать своим охранникам заработную плату не ниже определенной региональным соглашением о минимальной заработной плате, выплачивать в полном объеме налоги и сборы, иметь ресурсы на общехозяйственные расходы и прибыль.
Так, работа Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» на площадке Общественной палаты Российской Федерации, в Координационном совете при Росгвардии по вопросам частной охранной деятельности, в рабочей группе Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции привела к серьезным результатам:
- 08 мая 2020 года Правительством Российской Федерации подписано Постановление №645, в соответствии с которым Росгвардия наделена правом определения метода формирования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок охранных услуг для государственных и муниципальных нужд;
- 15 февраля 2021 г. подписан приказ №45 Росгвардии, определяющий порядок определения начальной (максимальной) цены контракта на закупку охранных услуг;
- 31 октября 2022 г.Правительством РФ принято Постановление №1946, которым установлено новое соотношение критериев «цена»-«качество» для закупки охранных услуг. Впервые государство, в лице Правительства, признало, что для охранных услуг критерий «качество» должен преобладать над критерием «цена». Постановление рекомендовало заказчикам охранных услуг устанавливать для цены долю в 40% от шкалы оценок, а для качества – 60%.
- 30 ноября 2024 г. принят новый федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере частной охранной деятельности –Федеральный закон «О частной охранной деятельности» (ФЗ №427 от 30 ноября 2024 г.). Законом было введено множество новелл и, прежде всего, касающихся именно предпринимательской стороны деятельности частных охранных организаций. Среди этих новелл:
- Снятие запрета на создание филиалов в иных субъектах Российской Федерации;
- Отмена запрета работы по договорам субподряда (соисполнительства);
- Определение понятия «основной вид деятельности» для учредителей частных охранных организаций;
- Разрешение на ряд дополнительных видов деятельности, не являющихся охранными услугами;
- Расширения перечня оснований для применения охранниками огнестрельного оружия и ряд других.
Активное участие в разработке закона приняли эксперты ФКЦ РОС. Закон вступает в силу с 01 сентября 2026 г.
Объединением планируется работа по запрету закупки охранных услуг методом аукционов, а также, формированию в бюджете отдельной статьи расходов на закупку охранных услуг, что позволит прекратить финансирование охраны по остаточному принципу.
Также одним из приоритетных направлений Объединение считает работу по повышению качества охранных услуг, борьбу с системными демпингерами, дискредитирующими своей «деятельностью» частное охранное сообщество. Для решения этих вопросов ФКЦ РОС проводит активную работу по дальнейшему совершенствованию отраслевых институтов, в том числе развитию системы национальных и профессиональных стандартов.
Объединение всемерно поддерживает и пропагандирует работу «прозрачных» частных охранных организаций, организующих свою работу в строгом соответствии с законом РФ и лицензионными требованиями, для чего, в частности, поддерживает режим конструктивного взаимодействия с подразделениями лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Так, на сегодняшний день из 85 представителей частного охранного сообщества, входящих в состав Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, 68 являются членами ФКЦ РОС. (Приказ Директора ФСВНГ России от 10.08.2017 г. №263). 25 декабря 2018 г. Объединением заключено Соглашение о взаимодействии с Координационным советом по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской федерации.
Объединение также проводит работу по взаимодействию с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. В рамках этой работы подписано Соглашение о взаимодействии с Федеральной службой по труду и занятости, планируется подписание еще целого ряда подобных соглашений, в первую очередь с Федеральной налоговой службой Российской Федерации.