Сергей Булдырев: Сертификация охранных предприятий – это один из путей повышения качества охранных услуг

Сегодня цикл публикаций материалов совещания с руководителями территориальных подразделений ФКЦ РОС продолжит доклад Председателя Ассоциации КЦ РОС Пермского края Сергея Булдырева.


Уважаемые коллеги!

Пермский край – субъект Российской Федерации, входит в Приволжский федеральный округ и образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Это крупный промышленный центр, с множеством государственных и частных предприятий, организаций различных министерств и ведомств, спортивных сооружений и учебных заведений. Численность постоянного населения Пермского края составляет около 3 миллионов человек, а это 2% всех жителей Российской Федерации.

И конечно же частному охранному бизнесу в Пермском крае есть где развернуться. Всего в Пермском крае зарегистрировано около 400 частных охранных предприятий. Конечно частный охранный бизнес у нас, да и, наверное, в любом регионе Российской Федерации, не однороден. Есть крупные уже состоявшиеся предприятия, есть мелкие и есть предприятия которые числятся только на бумаге.

В Пермском крае у частного охранного бизнеса много проблем, но я бы выделил три важнейших проблемы, которые существенно влияют на как на развития частного охранного бизнеса, так и на качество оказываемых услуг:

Первая проблема, это крайне неудовлетворительная реализация приказа Федеральной службы войск национальной гвардии от 15 февраля 2021 года № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единым поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг».

Вторая проблема, это Демпинг! И здесь вина конечно прежде всего частных охранных предприятий, которые выигрывают контракты по ценам, по которым заведомо они будут нарушать законодательство: о частной охранной деятельности, трудовое и налоговое законодательство.

Но, и роль и инициативы государственных органов в Пермском крае так же никак не проявляется. Хотя я так думаю стоимость часа можно просчитать и оценить возможность охранного предприятия работать в рамках законодательства при той цене, по которой участником конкурса одержана победа. Но министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края говорит, что контроль за этим не их функция. Обращались по этому вопросу в Прокуратуру и в Минфин Пермского края ответ примерно такой же.

И третья проблема – это качество охранных услуг.

Как раз на повышение качества оказания услуг охраны и направлены усилия наши по внедрению в практическую деятельность частных охранных предприятий Национальных стандартов. И на этом я остановлюсь поподробнее

На сегодняшний день разработано 6 Национальных стандартов ГОСТ Р в сфере охраны и безопасности.

Эти стандарты, так же, как и систему добровольной сертификации, разработал «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур».
Именно он является создателем системы добровольной сертификации «Охрана и безопасность» (СДС «Охрана и безопасность») зарегистрированной в Едином реестре систем добровольной сертификации.

Система предназначена для разработки и внедрения единых стандартов качества оказания услуг в сфере охранной деятельности.

Мы понимаем, что ГОСТ – это стандарт обеспечивающий наиболее полную безопасность любой организации. Потому, что любые правила пишутся с учетом обобщения прошлого, порой трагического опыта.

Понимая важность стандартизации КЦ РОС Пермского края обратился в ФКЦ РОС с просьбой о допуске в систему добровольной сертификации «Охрана и безопасность» в качестве органа оценки и добровольного подтверждения соответствия. Нам пошли на встречу. Свидетельство о допуске мы получили 1 сентября 2021 года.

После этого мы развернули информационную работу по продвижению стандартизации на территории Пермского края:

– разместили информацию на нашем сайте;

– трижды инициировали и проводили совещания по этой проблеме при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае Новоселове П.Ю

– являясь членами торгово-промышленной палаты Пермского края и, создав там гильдию добросовестных предприятий в сфере охраны и безопасности, мы неоднократно использовали для продвижения стандартов и эту площадку.

– понимая, что без участия в этом проекте государственных органов министерств и ведомств мы пытаемся привлечь их внимание к этой проблеме. Направлены письма в ряд заинтересованных ведомств. Совместно с министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края неоднократно проводили рабочие совещания по вопросам включения имеющихся стандартов в технические задания при проведении конкурсных мероприятий. По нашей просьбе выше указанное министерство направили всем участникам конкурсных процедур письмо с разъяснениями о необходимости использовании и включении в технические задания требований имеющихся стандартов в области охраны и безопасности.

Неоценимую помощь в консультациях нам всегда оказывают представители ФКЦ РОС. Особенно хотелось поблагодарить Вице-президента ФКЦ РОС Покидова Юрия Васильевича.

К сожалению, внедрение стандартов в практическую деятельность продвигается медленно.

Основные причины такого положения дел на наш взгляд это: незнание о имеющихся стандартов потребителей этих услуг, я имею ввиду представителей бизнеса, государственных органов власти и учреждений, а следовательно они не включают их в технические задания; нежелание представителей Минконтракта Пермского края особенно на первом этапе включать их в конкурсную документацию.

Хотя вроде бы и ФЗ 44, и ФЗ 223 говорят о том, что при наличии Национальных стандартов они обязательно должны учитываться; незаинтересованность руководителей не добросовестных ЧОП в этом. Сегодня они демпингуют и это их устраивает. При учете в ходе конкурсных процедур государственных стандартов они наверняка останутся без работы.

Мы-то с вами знаем, что деятельность не всех частных охранных предприятий соответствуют требованиям национальных стандартов. И по большому счету стремясь реализовать требования национальных стандартов, мы добиваемся самоочищения отрасли, ну, и конечно же, достаточно равнодушное отношение к этой проблеме всех остальных контролирующих органов.

При этом были и попытки ряда охранных предприятий оспорить, в том числе, в судебном порядке включение положений ГОСТ Р в области охраны и безопасности в технические задания. Однако, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края и арбитражные суды и признавали эти претензии не обоснованными. Вместе с тем, практика показала, что охранному предприятию для успешной реализации преимуществ этих стандартов, мало их получить. Для их продвижения должна быть проведена работа и не малая с представителями органов государственной власти, представителями бизнеса, всеми участниками конкурсных процедур.

Но тем не менее в последнее время позитивная тенденция обозначилась. Если мы в конце прошлого года имели одну заявку на проведение сертификации, то сейчас уже в работе 6 заявок. И есть охранные предприятия, которые готовятся к подаче заявки.

Надо сказать, что все предприятия, которые заявляются на тот или иной стандарт, самостоятельно изучают требования стандартов, подтягивают уровень своей работы к требованиям стандартов. Уже в ходе подготовке к сертификации в каждом предприятии, подавшем заявку, идет работа по приведению своей деятельности в соответствии с требованиями государственных стандартов, указанных в заявке. Кроме того, эта работа не прекращается и с приездом экспертов. Идет живой обмен и устранение недостатков, обнаруженных нашими специалистами.

Практика показывает, что наиболее востребованными являются три стандарта:

– национальный стандарт ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования». В нем прописано 24 требования, которые обязательны для исполнения.

– национальный стандарт ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» В нем прописаны 18 требований, которые обязаны для исполнения

– национальный стандарт ГОСТ Р 59969-2021 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образовательных организаций высшего образования. Общие требования»

Вместе с тем,  остаются проблемы, которые мешают внедрению государственных стандартов в практическую деятельность. И главные из них это:

1.Не знание потребителей услуг в сфере охраны и безопасности о наличии Национальных стандартов в сфере охраны и безопасности.
2.Не всегда требования Национальных стандартов в сфере охраны и безопасности прописываются в технических заданиях конкурсной документации.
3. На наш взгляд, когда мы говорим о соотношении качества и цены, то везде в конкурсных документах качество должно стоять на первом месте в соотношении качество – 70%, цена – 30%.
4.Принцип добровольности Национальных стандартов в сфере охраны и безопасности не подталкивает руководителей частных охранных организаций к повышению уровня качества оказываемых услуг.

Несмотря на вышесказанное, внедрения стандартов несомненно повысится качество оказываемых услуг.

Подводя итог сказанному хочу сказать, что мы убедились в ходе практической деятельности, что сертификация охранных предприятий – это один из путей повышения качества охранных услуг. Что только при совместной работе представителей частного охранного сообщества, контролирующих органов и органов государственной власти мы сможем добиться повышения качества охранных услуг и работы ЧОП в рамках текущего законодательства.

Национальные стандарты в сфере охраны и безопасности помогут руководителям бюджетных учреждений, сотрудникам, отвечающим за это направление работы наиболее качественно обеспечить задачи по охране и безопасности вверенных объектов.

Подчеркну, что не надо стесняться, а надо требовать включения вышеуказанные ГОСТов в технические задания в конкурсной документации и неообходимо адресно доводить наличие и требование введенных ГОСтов в области охраны и безопасности до представителей органов государственной власти, контролирующих органов и участников закупок.

И, в заключение скажу, что координационные центры руководителей охранных структур регионов Российской Федерации должны быть готовы оказать методическую и практическую помощь руководителям бюджетных учреждений, других участников закупок в повышении уровня безопасности охраняемых объектов, в том числе посредством проведения общественного контроля проверки качества оказания охранных услуг.

Спасибо за внимание!