Президент не раз просил “не кошмарить бизнес”. Но, видимо, услышали его не все: Борьба с принципиальностью по-астрахански

Редакции «Российского Репортера» стала известна очень некрасивая история, произошедшая в Астрахани. Казалось бы, довольно распространенное явление в нашей стране, когда «кошмарят» бизнес с помощью силовых структур. О подобных моментах не раз писалось и в региональной и в федеральной прессе. Может можно и было «пролистнуть» полученную информацию, но когда мы начали «погружаться в тему», нам стали рассказывать довольно занятные вещи.


По словам местных предпринимателей — подобные «силовые» наезды в последние годы в Астраханской области практикуются уже не в первый раз. Поэтому мы решили не проходить мимо, а предать произошедшее огласке и направить официальные запросы от нашего издания в соответствующие структуры.

«Принципиальность — путь к большим проблемам?»

Охранный бизнес есть в любом регионе. Предприятиям, организациям, а иной раз и просто отдельным гражданам требуется охрана либо объектов, либо материальных ценностей, либо жизни и здоровья. Эту услугу и предоставляют ЧОПы — частные охранные предприятия. Астрахань — не исключение. В областном центре существует ряд ЧОПов, названия которых известны каждому астраханцу. Вот именно о них и пойдет речь.

Все началось, когда предприниматель Федор Клочков возглавил Астраханское Региональное Отраслевое Обьединение Работодателей в Сфере Охраны и Безопасности Федерального Координационного Центра Руководителей Охранных Структур. РООР ФКЦ «Астрахань» является единственным Региональным отраслевым объединением работодателей, представляющим интересы руководителей и собственников частных охранных организаций города Астрахани и Астраханской области.

Одно из приоритетных направлений деятельности Объединения — работа по повышению качества охранных услуг, борьба с фирмами—однодневками, дискредитирующими своей «деятельностью» частное охранное сообщество. Клочков подошел к этой работе со знанием дела и принципиальностью. Ведь довольно часто среди ЧОПов встречаются организации, которые дискредитируют охранный бизнес, нарушая законодательство.

РООР ФКЦ «Астрахань» под руководством Клочкова неоднократно направляло в органы прокуратуры, полиции, налоговые органы Астраханской области информацию о нарушении частными охранными предприятия требований налогового, трудового законодательства.

Забегая вперед, стоит отметить, что по странному стечению обстоятельств (?) по представлениям РООР правоохранительными и контролирующими органами никаких существенных мер к нарушителям закона до настоящего времени не принято. Зато, как показали дальнейшие события, Клочков сумел своей принципиальностью нажить себе врагов и большие проблемы.

Неоднократные обращения РООР ФКЦ «Астрахань» в адрес соответствующих структур указывали как на существенные нарушения при исполнении государственных/муниципальных контрактов, так и на возможные факты хищения бюджетных средств за якобы оказание охранных услуг, послужили причиной прессинга со стороны астраханских налоговиков.

«Астраханский „СПРУТ“ ?»

Это явно не устроило определенных лиц, не желающих менять создавшееся положение, способствующем их обогащению. На активно участвующие в деятельности РООР фирмы «наехали» по всем правилам черного рейдерства. Судя по тому, что начало происходить после внесения в контролирующие органы представлений от АРООР ФКЦ РОС о нарушениях закона со стороны руководства некоторых охранных предприятий проверки начались не в этих охранных структурах, а в организациях, принимающих активное участие в жизни РОР.

Напрашивается невольный вывод — Клочков перешел дорогу тем, у кого есть «высокая крыша». 90-е, когда «крышевание» было чуть ли не нормой, миновали. Но, как видится многим — не в Астрахани. По информации из наших собственных источников, некоторые силовики в Астраханской области до сих пор не брезгуют методами 90-х.

Когда на вас наезжают «бандиты» — отбиться проще, чем тогда, когда «наезд» проводится с участием тех структур, которые изначально сами должны стоять на страже закона и справедливости. По тому, что в этом случае в качестве «пресса» используются многочисленные моменты нашего, пока еще не совершенного законодательства, позволяющие «докопаться и до столба».

Таких случаев, к великому сожалению, пока еще хватает. Спаянность части государственных служащих и ряда представителей бизнеса вызывает серьезное опасение. Ведь именно подобная спайка является одной из характеристик такого понятия, как «мафия». Но, как говорят нам с экранов телевизоров, «мафии» в нашей стране нет.

События, которые развернулись после докладов о нарушениях закона руководителями ряда ЧОПов в Астрахани, наводят именно на мысли о существовании того, «чего в нашей стране вроде бы нет». А почему не появиться такому выводу, если вместо принятия мер к тем, кто грубо нарушает закон, давить начали именно на вскрывших нарушения членов РОР? Но давайте по порядку.

«Налоговой по неугодным»

В 2017г. УФНС по Астраханской области потребовало от руководителей многих организаций из сферы предоставления услуг, в том числе и охранных, самостоятельно и добровольно внести дополнительные налоговые платежи по налогу на физлиц. За, якобы, недостаточный уровень заработных плат.
В этот же период при передаче части полномочий из ПФР в ФНС, налоговой службой были изъяты/заблокированы значительные денежные средства. Что привело к парализации деятельности многих частных организаций.

Члены РООР не только отказались от необоснованных требований по выплате налогов, но и обжаловали в суде изъятие денежных средств. В результате с УФНС были взысканы не только данные средства, но проценты за пользования денежными средствами и все судебные расходы.

В начале 2020г. руководству организаций — членам РООР должностными лицами налогового органа вновь настоятельно рекомендовано (иначе последуют карательные меры) уточниться по налогу на физлиц. И доплатить с каждого юридического лица недоимку в размере не менее 300 — 400 тысяч рублей.

После отказа в 1-ом квартале 2020г. в отношении отдельных организаций — членов РООР была проведена очередная камеральная проверка. «Результатом» этой проверки якобы стало «выявление» у проверяемых недоимки по налогам. Однако, до сегодняшнего дня, никакого официального требования по результатам этой проверки так и не было выдвинуто.

Как пояснил Федор Клочков:

«Должностными лицами налогового органа настоятельно рекомендовано (иначе дескать последуют карательные меры) учредителям указанных фирм уточниться по налогам и доплатить с каждого юридического лица недоимку в размере не менее 300 — 400 тысяч рублей. При этом не было конкретизировано, по каким именно налогам уточниться. И не конкретизирована сумма».

Возникает вопрос: что это за «налоговые специалисты», которые не могут конкретно указать в чем, по их мнению, состоит нарушение и какая сумма, как они считают, подлежит уплате? Уж очень сильно походит на «постановку на деньги». В стиле «а-ля 90-е». А между тем, до сегодняшнего дня официального требования об уплате недоимки налоговый орган не выставлял.

«По налогам у нас все в порядке. Мы вообще ведем бизнес „чисто“ и „прозрачно“. Чего требуем и от других участников рынка охранных услуг. Поэтому я не посчитал нужным „где-то там уточниться“. О чем и сказал налоговикам», — поясняет Федор Клочков.

Но упорство Клочкова в своей правоте видимо кому-то сильно не понравилось. Поэтому, по причине отказа уточниться по налогам (версия представителей налоговой службы), УФНС России по Астраханской области направило материалы камеральной проверки в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки. «Прессинг» перешел на новый уровень.

Неверный вывод УФМС о недоимке по результатам процессуальной проверки не нашел никакого подтверждения. Результатом проверки стал отказ в возбуждении уголовного дела. Состава преступления (а его и не могло в данном случае быть) проверяющие не нашли. Для справки: решение об отказе в возбуждении уголовного дела проверено прокуратурой Астраханской области, оснований для его отмены не имеется.

Снова слово Федору Клочкову:

«Не понятна причина, по которой вопрос о взыскании недоимки был направлен в правоохранительные органы, а не адресован в качестве претензий проверяемым организациям. А при их несогласии такие вопросы решаются в суде, по устоявшейся практике. По этому поводу есть позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу (например, Определение Верховного Суда РФ No306-ЭС20-2521 от 14.05.2020 по делу NoА06-8005/2018) ».

«Безмолвие прокуратуры порождает беспредел»

Но некрасивая история на этом не заканчивается. Несмотря на отсутствие претензий со стороны налогового органа и при наличии решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. В этом же году, то есть в декабре 2020г, сотрудниками УЭБиПК УМВД России по Астраханской области, отдела «М» УФСБ России по Астраханской области и налоговых органов Астраханской области, без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, назначена еще одна выездная налоговая проверка в отношении членов РООР.

В ходе которой в помещениях как самого РООР, так и его членов в течение суток (вплоть до 05.30. утра) был проведён обыск не только с участием сотрудников внутренних дел, но и сотрудников органов ФСБ РФ. Что противоречит Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.

«В период с 10 часов 30 минут 23.12.2020 по 05 часов 30 минут 24.12.2020 в ходе проведения выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России No6 по Астраханской области в помещениях офисов, занимаемых организациями, сотрудниками УЭБиПК УМВД России по Астраханской области, отдела „М“ УФСБ России по Астраханской области и налоговых органов Астраханской области проведены осмотр и выемка».

Назовем вещи своими именами — по факту это обыск.

Данные мероприятия проводились с грубейшими нарушениями законодательства. Но на это, до сих пор, контролирующие органы внимания не обратили. А может не хотят замечать столь неприятного для правоохранителей факта? Все действия зафиксированы всевозможными способами. Только вот почему-то пристального внимания со стороны прокуратуры они пока не вызвали.

Мы же остановимся на этих, по нашему мнению, грубейших нарушениях со стороны, проводящей обыскные мероприятия, подробно. Может теперь их увидят и представители прокуратуры?

-Обыск проводился 20 представителями правоохранительных и контролирующих органов, прибывших в офисы частных охранных организаций внезапно. Без уведомления и с привлечением наряда ППСП.
-До проведения фактического обыска никем из лиц, производящих проверку, не был озвучен конкретный список документов и предметов, которые необходимо выдать. Представитель проверяемых фирм предлагал выдать все интересующие документы добровольно, но проверяющие отвечали, что самостоятельно решат что им изымать.
-В процессе обыска, в нарушение положений ч.4 ст.94 Налогового кодекса РФ, специалистами Службы спасения г.Астрахань произведено принудительное вскрытие сейфов. В результате чего два сейфа приведены в неисправное состояние. При этом, никто из участвующих лиц проверяемых организаций не препятствовал должностным лицам налогового органа осмотреть сейфы без их взлома.
-В течении всего рабочего дня сотрудники налоговой службы не удосужились произвести осмотр сейфов в то время, когда работники бухгалтерии были на месте и могли открыть сейфы ключами. Хотя провели осмотр помещения бухгалтерии, и изъяли документы и предметы. Требование открыть сейфы сотрудники налоговых органов выдвинули после окончания рабочего дня в 18 часов 03 минуты. То есть, когда все работники проверяемых организаций ушли с работы.
-В нарушение требования ч.2 ст.94 НК РФ сотрудники налоговых органов производили выемку документов и предметов в ночное время после 22 часов 00 минут. Тем самым нарушили гарантированные статьями 17, 21 и 27 Конституции РФ и статьями 3, 8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод права участвующих лиц на отдых и свободу передвижения. Тем самым подвергли их жесткому и унижающему человеческое достоинство обращению, а именно принудили находиться в обыскиваемом помещении в ночное время до 05 часов 30 минут 24.12.2020. Лишив права на отдых, нормальное питание и 8-часовой сон.
-В ходе обыска изъяты документы и предметы, не имеющие отношение к проверяемым организациям. Втом числе личные вещи собственника нежилого помещения, в котором произведен обыск. Изъяты документы и печати, не являющиеся предметом проверки проводимой налоговыми органами. Тем самым нарушены требования ч.5 ст. 94 Налогового кодекса РФ.
-По окончании обыска, в 00 часов 30 минут 24.12.2020, было составлено 4 протокола осмотра помещений. При этом, все четыре осмотра проведены одновременно, одними и теми же лицами. Что отражено в протоколах осмотров.
-Кроме того, в 05 часов 00 минут 24.12.2020, было составлено 4 протокола выемки документов и предметов в помещениях, которые проведены в одно и то же время, одними и теми же лицами. Как следует из данных протоколов выемок, в каждом действии сотрудниками налоговых органов изымались одни и те же документы и предметы.
-Не велась регистрация каждого изъятого документа. В ходе упаковывания изъятых документов и предметов сотрудники налоговых органов не индивидуализировали каждый изъятый документ и предмет, а помещали в коробки пачки документов без обозначения их наименования. При этом упаковочная тара не снабжалась пояснительной надписью.

Более того, при всех нарушениях, недоказанности и даже надуманности выдвигаемых обвинений, представители УФМС на своем сайте выставляют информацию, которая ставит проверяемые организации в один ряд с недобросовестными контрагентами. Что, естественно, неблагоприятно отражается на бизнесе этих организаций.

На сегодняшний день налоговые органы по несколько раз запрашивают одни и те же материалы и информацию у всех проверяемых организаций. Мотивируя это тем, что якобы такие сведения не запрашивались, что является недостоверным. А влечет за собой подачу негативной информации о б этих организациях.

И это еще — не вспоминая про накрывшую весь мир, Россию и Астраханскую область (ну не является она исключением) пандемию коронавируса. А в период пандемии законодательно определен порядок проведения подобных проверок:

«Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 No438 утвержден порядок проведения органами государственного контроля проверок в условиях пандемии. Так, пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 No438 четко определены случаи выезда».

«Или око не видит, или зуб неймет»

Таким образом, должностными лицами налоговых органов грубо нарушены требованиями Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 No438 и незаконно проведена выездная налоговая проверка.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.36 НК РФ, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Вместе с тем, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность участия сотрудников органов ФСБ РФ в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок:

«Главой III Федерального закона „О Федеральной службе безопасности“ от 03.04.1995 No40-ФЗ четко определены полномочия органов ФСБ РФ. Среди которых отсутствуют полномочия по проведению выездных налоговых проверок. Согласно ст.13 Федерального закона от 03.04.1995 No40-ФЗ, использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается».

В нарушение данных норм законов, проведение выездной налоговой проверки поручено, в том числе сотрудникам УФСБ России по Астраханской области. Которые, за пределами предоставленных им федеральными законами полномочий, принимали участие в проведении выездной налоговой проверки. Производили осмотр и выемку документов и предметов в помещениях офиса РООР ФКЦ «Астрахань» .Кроме того, сотрудники ФСБ, совместно с сотрудниками полиции и налогового органа, вышли за пределы предоставленных им полномочий и произвели осмотр и выемку в офисе, который не указан в решении о проведении выездной налоговой проверки и в постановлениях о проведении осмотра и выемки (ч.1 ст.286 УК РФ).

Кажется, нарушения просто «бросаются в глаза». Но прокуратура безмолвствует. Мало того, все это происходит в отношении организации, которая одним из принципов своей работы считает организацию серьезного сотрудничества с органами исполнительной власти в лице Федеральной налоговой службы, Роструда, Росгвардии, Прокуратуры.

«Генеральному Прокурору РФ Краснову и Председателю СК России Бастрыкину»

Таким образом, учитывая все моменты происходящего в отношении Клочкова, считаем, что имеются разумные основания полагать, что данные обыскные мероприятия носят заказной характер. Грубо и явно нарушающие закон действия сотрудников УФСБ, УМВД и УФНС неоправданно «кошмарят бизнес». Разрушают его, на смотря на действия моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса. При этом, в течение одного календарного года, налоговые органы дважды проводят проверку отношении одни и тех же юридических лиц по одному вопросу.

Редакция «Российского Репортера» просит считать данную публикацию официальным обращением в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. Соответствующие запросы в Генпрокуратуру, СК России и УФСБ России будут направлены в ближайшее время.

«Российский Репортер» будет следить за этой ситуацией.

Специальный корреспондент «Российского Репортера», член Союза журналистов России Игорь Глуховский