РООР “МАГАДАН” направлено обращение в региональное УФАС по обнаруженным признакам нарушения норм 44-ФЗ

РООР “МАГАДАН” на постоянной основе ведет общественный контроль (мониторинг) за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.


Предметом проводимого мониторинга являются следующие показатели:

– соблюдение законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в т.ч. условия, цены и т.д.);

– оценка эффективности закупок;

– результаты проведения закупочных процедур;

– фактическое исполнение заключенных государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проводимого мониторинга обнаружены признаки нарушения законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со стороны государственного заказчика. Из анализа размещенной Заказчиком документации следует, что проводится закупка охранных услуг. В составе аукционной документации размещен проект государственного контракта на основе типовой формы, утвержденной Приказом Росгвардии № 149-2020. Установленная типовая форма, в определенных ей же случаях, позволяет применять ряд различных переменных значений.

При изучении и сопоставлении всей размещенной Заказчиком документации установлено следующее:

1) согласно форме типового контракта, в п. 1.1 контракта должен быть указан вид услуги (виды услуг), предусмотренный (предусмотренные) статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее по тексту Закон).

Частью 3 статьи 3 Закона установлены следующие виды охранных услуг:

– защита жизни и здоровья граждан;

– охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 (часть 3 статьи 3 Закона);

– охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

– обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

– обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 (часть 3 статьи 3 Закона);

– охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона.

Проектом размещенного Заказчиком контракта определены (как предмет закупки) следующие услуги: обязательство для обеспечения государственных нужд управления на оказание услуг по охране объектов в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации и Техническому заданию.

Указанный предмет не предусмотрен Законом. Закупка услуг под указанным Заказчиком наименованием не позволяет определить однозначно предмет проводимой закупки. Кроме того, каждый из предусмотренных Законом 7 видов охранных услуг является самостоятельным видом деятельности с отдельным перечнем лицензионных условий. Сведения о конкретных разрешенных лицензиату видах деятельности указывается в лицензии на право осуществления частной охранной деятельности;

2) Приложение к проекту контракта «Спецификация» не содержит каких-либо сведений о проводимой закупке (размещена пустая форма документа) и не позволяет определить предмет закупки или его признаки;

3) пункт 2.1.1. проекта контракта устанавливает, что Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию. Дополнение к техническому заданию (в редакции от 27.09.2020 г.) содержит норму о том, что Исполнитель имеет право при исполнении услуг по контракту привлечь субподрядные организации. Указанные нормы противоречат друг другу и установить уровень их приоритета не представляется возможным;

4) пункт 2.1.4. проекта контракта содержит норму о том, что Исполнитель, по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.

Размещенное с проектом контракта техническое задание не содержит сведений о документах, которые должен предоставить Исполнитель по требованию Заказчика;

В техническом задании отсутствуют нормы об использовании работниками Исполнителя специальной форменной одежды или отказа Заказчика от таковой.

По мнению РООР “МАГАДАН”, содержание закупочной документации не соответствуют нормам статьи 33 ФЗ-44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и существенно нарушает права участников рынка (потенциальных участников закупки) в виду того, что потенциальные участники не могут самостоятельно определить реальный объект закупки и принять участие в качестве потенциального поставщика. Кроме того, не определенные документацией конкретные обязательства (для потенциального победителя закупочной процедуры), могут привести к выдвижению Заказчиком необоснованных требований к Исполнителю в ходе исполнения обязательств по заключенному контракту.

В соответствии со статьей 6 «Принципы контрактной системы в сфере закупок» ФЗ-44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На указанных основаниях полагаем необходимым провести мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении государственного заказчика.

РООР “МАГАДАН”