Его провел Президент ФКЦ РОС, председатель правления НП «ГРОС «ЦЕНТР», член Общественной палаты Александр Козлов. В мероприятии приняли участие: заместитель начальника-начальник отделения по контролю за частной охранной деятельностью ОЛРР по ЦАО Росгвардии по г. Москве Евгений Левшин, заместитель председателя правления НП «ГРОС «ЦЕНТР», Вице-президент Ассоциации «Аллигатор», Председатель правления РООР ФКЦ Московской области Владимир Егерев, Председатель ТООР ФКЦ «ЦЕНТР» Владимир Кожевников, Председатель правления РООР ФКЦ “Москва” Олег Завалюев, члены Некоммерческого партнерства “Гильдия руководителей охранных структур “ЦЕНТР”, представители территориального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности центрального административного округа города Москвы, СМИ.
Традиционно на совещании обсуждались самые актуальные вопросы частной охранной отрасли, в числе которых – демпинг, отсутствие тарификации цен по охране государственных объектов, нормативно-правовое регулирование частной охранной деятельности и взаимодействие с правоохранительными органами. Ключевой же темой совещания стал вопрос о положении дел в частной охранной отрасли в целом.
Основным докладчиком по этому вопросу стал Александр Михайлович Козлов. Он довел до сведения присутствующих цели и задачи зарегистрированного 26 октября 2016 года Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», особенно подчеркнув, что «создана действительно общероссийская сплоченная организация, выражающая интересы отрасли и выступающая с конструктивных позиций, которая, на сегодняшний день, имеет собственные подразделения Объединения в 60 субъектах Российской Федерации».
Александр Михайлович также рассказал, что на состоявшемся 31 октября 2018 года заседании Координационного совета при Росгвардии по вопросам частной охранной деятельности заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковником полиции Сергеем Лебедевым прямо поставлена задача совместно с Договорно-правовым департаментом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подготовить дополнение к Положению о Координационном совете для создания возможности заключения Соглашения о взаимодействии Координационного совета с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, подписать соглашение с ФКЦ РОС, а также создать комиссию по повышению качества охранных услуг, в состав должны быть включены представители ФКЦ РОС, ФНС, Роструда, ФАС.
По словам Александра Михайловича, раньше о такого рода соглашении не могло быть и речи, но сегодня, когда результаты работы ФКЦ РОС действительно видны, пришло понимание, что это – единственная на сегодняшний день общественная организация, которая может и должна работать в рамках данного Соглашения.
Далее Александр Михайлович напомнил, что «Объединение работодателей является социально-ориентированной общественной организацией, которая решает участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения». Президент ФКЦ РОС особенно отметил, что вопросы заработной платы, системы налогообложения, низких расценок и демпинга на рынке охранных услуг сегодня вызывают наибольшую озабоченность.
Следствием всех этих негативных явлений, что ни для кого не секрет, является низкая доходность работы в отрасли и непрестижность этой работы. Уже сегодня ситуация в частной охранной отрасли близка к застою. А дальнейшее снижение качества частных охранных услуг, и, как следствие, рост числа нарушений законодательства и преступности грозит привести к её упадку.
Со слов Александра Михайловича, когда у отрасли был регулятор в системе МВД, то его в большей степени волновали вопросы взаимодействия, но на сегодняшний день у нынешнего регулятора, Росгвардии, этот вопрос уходит на второй план, а на первый выходят экономические вопросы.
«Лицензионно-разрешительная система будет действовать более наступательно в целях наведения порядка на рынке охранных услуг не только с точки зрения исполнения лицензионных требований, но и с точки зрения создания экономических условий для того, чтобы нарушения в охранной деятельности отсутствовали полностью», – сказал он.
Александр Михайлович анонсировал круглый стол на тему: «Проблемы ценообразования и ограничения конкуренции на рынке охранных услуг», который состоится на площадке Общественной палаты 27 ноября и, по итогам которого «мы будем ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации об установлении для охранных услуг вместо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) затратного метода формирования начальной максимальной цены контракта, в порядке, предусмотренным частью 22 ст.22 ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае принятия такого Постановления, частная охранная организация – участник конкурса, предлагая свою цену, обязана будет показать ее структуру – из чего она образована. Понятно, что необходимо будет указывать зарплату не ниже МРОТ, а также все положенные к уплате налоги и сборы. И, если в процессе изучения данного юридического лица всплывут обоснованные сомнения в том, что данная организация обходит закон, а они не могут не всплыть, то соответственно мы будем направлять официальные заявления в Трудовую и Налоговую инспекции, в Росгвардию, потому что для них это будет основанием для осуществления внеплановой проверки».
Вторым важным звеном в борьбе с демпингом Александр Михайлович считает межведомственные комиссии, включающие, помимо Росгвардии, представителей ФНС и Роструда.
Александр Михайлович привел пример, когда московская охранная организация, охраняющая 30 объектов постами физической охраны, в своём штате имеет только 29 человек. При этом каждый объект – это несколько суточных постов. Соответственно, такая охранная организация должна выставить порядка 150 постов в смену, а, с учетом того, что она использует короткую и длинную вахту, у нее должно в штате должно быть минимум 300 человек. Получается, что 271 человек не оформлено в штат, не получает официальную зарплату. Согласно расценкам, по которым работает данная ЧОО, по факту она обналичивает 90% поступившей денежной массы по договорам на оказание услуг на пропускной и внутриобъектовый режим. Договоры заключаются с обычными обществами с ограниченной ответственностью.
«Именно такие охранные организации, на наш взгляд, до такой степени дискредитировали частную охранную отрасль, что рано или поздно мы просто придем к тому, что у некоторых органов исполнительной власти появятся серьезные основания заявить о том, что частная охранная отрасль не нужна. Либо пусть частная охрана охраняет частные объекты, а все бюджетные объекты будет охранять охрана государственная. И по формальному признаку – будут правы», – говорит Александр Михайлович.
«В тоже время государство на сегодняшний день занимает очень интересную позицию. Так, в ФНС, например, пришли к выводу, что самый простой способ улучшения налоговой ситуации в стране – повышение МРОТ. Уже сейчас ходят разговоры, что он может составить порядка 25 000 рублей. То есть, на 20% поднимется МРОТ, а по контрактам, в которых зарплата составляет 80% затрат – цена останется такой же. Но нельзя же поднять МРОТ и при этом не увеличить денежную массу, обращаемую в государстве. Так не бывает. Вот эти вопросы, будучи Объединением работодателей, мы ставим во главу угла. Нужно начать с экономики, а потому уже идти в качество», – подчеркнул Александр Михайлович.
Он также обратил внимание на то, что его очень тревожит состояние отрасли – на 80 000 сократилось число частных охранников, очень часто выгодным становится уйти в САВОКеров, которым не надо учиться, выдавать удостоверение, проходить медкомиссию, кроме того, контролирующее давление на них значительно меньше.
«Проект закона «О частной охранной деятельности», подготовленный НИЦ «Безопасность», предусматривает либерализацию экономической деятельности частных охранных организаций, полагая разрешить им сопутствующие виды деятельности и субподряд. Разрешить, что важно, аккредитоваться в качестве подразделений транспортной безопасности и, обучив персонал по соответствующим программам, разрешить предоставлять услуги в качестве контрольно-распорядительной службы. Либерализация хозяйственной деятельности частных охранных организаций, на мой взгляд, позволит сделать их наиболее интересными с точки зрения повышения рентабельности этой деятельности», – заключил Александр Михайлович.
В свою очередь, Председатель ТООР ФКЦ «ЦЕНТР» г. Москвы Владимир Кожевников также отметил, что демпинг – основная проблема частной охранной отрасли.
Также, по мнению Владимира Владимировича, «участвуя в тендерах, конкурсах, ЧОО как должное принимают цену лота, при которой, уплатив все налоги, они не в состоянии платить достойную заработную плату охраннику, а следовательно, принять на работу достойного кандидата. Мы идем на это и, в некоторых случаях, даже уменьшаем заявленную Заказчиком цену только для того. Чтобы сохранить свой бизнес и рабочие места несмотря на низкие расценки, не позволяющие нам оказывать качественные охранные услуги. Являясь структурным подразделением ФКЦ РОС, мы уверены, что решение проблем ценообразования на рынке охранных услуг является приоритетным направлением нашей деятельности».
Второй проблемой Владимир Владимирович называет выход на рынок труда «контролеров-распорядителей».
«Контролеры-распорядители, в соответствии с ФЗ, привлекаются на договорной основе организаторами официальных спортивных мероприятий или собственниками сооружений. Стюардов на стадионе теперь можно увидеть повсеместно. Они полностью заменили ЧОО в чаше стадионов. Так, на стадионе «СПАРТАК» при проведении футбольных матчей частная охрана отсутствует полностью. А что представляет собой контролер-распорядитель? В основной массе – это студенты, принятые по срочному договору. Они не проходят обучения, не получают соответствующий инструктаж, у них нет никакого взаимодействия с правоохранительными органами. Наша задача – не отсиживаться в тени, а, активно используя площадку по взаимодействию с Координационным советом при Росгвардии по вопросам частной охранной отрасли, ФКЦ РОС, НП “ГРОС “ЦЕНТР” и ТООР ФКЦ “ЦЕНТР”, разработать предложения по совершенствованию нормативной базы в сфере частной охранной деятельности, добиться принятия ФЗ, где роль частных охранных структур в обеспечении общественной безопасности была бы главенствующей. Иначе в скором времени общественной безопасностью будут заниматься лишь волонтеры, контроллеры и стюарды», – резюмировал Владимир Владимирович. (более подробно с его выступлением вы сможете ознакомиться в ближайшее время на нашем сайте – прим.ред).
Председатель правления РООР ФКЦ “Москва” Олег Завалюев в своем выступлении отметил, что переход частной охраны из МВД России в ведение Росгвардии вместе с имевшимися проблемами – это не просто формальный акт и он потребует нового подхода к определению места и роли частной охраны в обеспечении общественной безопасности, её участии в противодействии террористическим угрозам, решении задач, стоящих перед Росгвардией. Для того чтобы действительно вписаться в новую систему, частной охране необходимо проделать большую работу.
«Основную часть взаимодействия с регулятором должна происходить в рамках объединения работодателей», – говорит Олег Николаевич, – «Почему выбрана эта форма? Кратко скажу, что для общения с исполнительной властью очень важно в качестве кого мы к ней приходим. Зачем нам это нужно? Кроме нашей объединенной организации никто не будет заботиться ни о стандартах, ни о налогообложении, ни о сохранении нас как бизнес-структуры. Мы сегодня стали сложным и затратным бизнесом, управлять которым нужно профессионально. Если мы – профессиональное сообщество, то мы должны иметь свой общественный орган».
По мнению Олега Николаевича, в частной охранной деятельности наличествует ряд проблем, которые охранному сообществу не удаётся решить на протяжении целого ряда лет. Все они носят системный характер, и решать их нужно системно. «Используйте площадку ФКЦ РОС, поддерживайте ее. Необходимо сохранить охранный бизнес в профессиональном виде», – сказал он в заключение.
Очень важную и волнующую всех тему затронул ведущий юрист ООО «ОП «РЖД-ОХРАНА» Павел Плотников. Он выступил с докладом по теме о правовых аспектах прохождения охранниками медицинских освидетельствований и медицинских осмотров.
Так, он рассказал, что в 2018 году в период с мая по август Общество было подвергнуто прокурорским проверкам почти по всем направлениям железных дорог. В адрес Общества было направлено 34 представления о нарушениях трудового законодательства, наряду с различными кадровыми нарушениями, везде поднимался вопрос об обязательном выполнении требований статей 212, 213 ТК РФ.
Справочно:
Ст. 212 ТК РФ: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Ст. 213 ТК РФ: Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Павел Сергеевич отметил, что «согласно ст. 20 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности и его территориальные органы в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации (Росгвардия).
Таким образом, предоставление частными охранниками медицинских освидетельствований, подтверждающих отсутствие заболеваний ( в том числе психиатрических), препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, осуществляется в рамках действующего Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в связи с чем требования “Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)», на который имеются ссылки в представлении транспортной прокуратуры, на работников ООО«ОП «РЖД-ОХРАНА»» не могут быть распространены. (с полным текстом доклада редакция ознакомит читателя в самое ближайшее время – прим. ред).
В целом совещание носило позитивный характер. Возможно потому, что у его участников было четкое понимание того, что сегодня стоит задача уже не искать причины существующих проблем в частной охранной отрасли, но найти понимание баланса интересов всех и каждого. Не надо говорить, ЧТО должно быть сделано, нужно просто делать. Дорогу, как известно, осилит идущий. И такие встречи особенно важны, ведь они позволяют обеспечить реальную как информационную, так и практическую поддержку позитивным стремлениям. Потому что от действий каждого в отдельности зависит будущее всех.
Дарья Подчезерцева, ГардИнфо
Все фотографии с мероприятия можно посмотреть ПО ССЫЛКЕ