Редакция «ГардИнфо» продолжает знакомить читателей с тем, как живут и работают региональные отраслевые объединения работодателей ФКЦ РОС. Сегодня предлагаем вашему вниманию доклад Председателя правления РООР ФКЦ «Тамбов» Игоря Петрова, с которым он выступил на Первой Конференции руководителей региональных подразделений ФКЦ РОС на тему: «Выработка механизмов борьбы с демпингом и недобросовестными участниками рынка охранных услуг. Региональный опыт», состоявшейся 9 октября 2018 года в Астрахани.
Для справки:
В сентябре 2017 года УФНС по Тамбовской области было зарегистрировано Тамбовское региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур. На сегодняшний день к первоочередным задачам, которые ставит перед собой РООР ФКЦ «Тамбов», относятся борьба с демпингом и качество подготовки специалистов для негосударственной сферы безопасности.
Невозможно в современном мире отделить вопрос качества подготовки специалистов от качества оказываемых в последующем ими услуг (в нашем случае – охранных услуг). Работа РООР ФКЦ «Тамбов» в данном направлении началась сразу после регистрации Регионального объединения в рамках действующего законодательства и, конкретно, выполнения норм и требований Постановления Правительства 883 от 25.07.2017 года (то есть требования о включении в экзаменационную комиссию по приему экзаменов у частных охранников представителей объединений работодателей в сфере охраны и безопасности в целях недопущения формального подхода при обучении).
Начиная работу, РООР ФКЦ «Тамбов» уже в период с октября по ноябрь 2017 года уведомило о своем создании органы исполнительной власти региона, а также учебные центры и школы по подготовке частных охранников г. Тамбова и Тамбовской области.
Информационная рассылка с предложением о совместной работе в части осуществления требований Постановления правительства 883 для образовательных организаций региона была осуществлена посредством электронных сообщений и писем, направленных по почте России. Для большей открытости и результативности в данном вопросе была проведена рабочая встреча с представителями Центра лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Тамбовской области. Мы ожидали поддержку с их стороны, но, к сожалению, ошиблись в своих ожиданиях.
В ЦЛРР Управления Росгвардии по Тамбовской области пояснили, что нет никаких указаний по исполнению Постановления Правительства № 883 и путей его реализации, и образовательные учреждения принуждать, а тем более заставлять они не вправе, иначе, в последующем, будет основание уличить их в коррупции. На самом же деле, на наш взгляд, там держат выжидательную и наблюдательную позицию. При этом главное для них, как нам кажется – не получать жалоб со стороны образовательных школ по подготовке охранников и руководителей частных охранных организаций, а также самих охранников.
После многочисленных призывов к совместной работе в части реализации требований Постановления правительства 883 в адрес самих учебных центров и их отказа работать в рамках действующего законодательства, в РООР ФКЦ «Тамбов» 15-19 января 2018 года был осуществлен мониторинг работы школ по подготовке сотрудников сферы охраны. Его задачей было выявить проблемы в части реализации требований законодательных и нормативных актов РФ, регламентирующих образовательную деятельность при профессиональной подготовке охранников.
По итогам мониторинга был сделан вывод, что в Тамбовском регионе большинством образовательных организаций, занимающихся подготовкой кадров для сферы безопасности, эти требования не выполняются. Из 7 действующих на территории Тамбовской области учебных центров, 6 нарушают законодательство. На этом основании было принято решение уведомить о таком положении дел Прокуратуру и Управление образования и науки Тамбовской области для осуществления дальнейшего контроля с их стороны.
26 января 2018 года о нарушении законодательства в части профессиональной подготовки частных охранников, повышения их квалификации было направлено официальное письмо начальнику Управления образования и науки Тамбовской области. Однако ответа на наше обращение мы не получили.
Кроме того, в марте 2018 года Управлением, в ответ на наше письмо, была инициирована внеплановая выездная проверка по вопросам качества образования в отношении той единственной школы, которая, соблюдая вышеуказанные требования, сотрудничает с РООР ФКЦ «Тамбов» на договорной основе. Особенно возмущает тот факт, что данная школа, работающая в регионе более 10 лет и имеющая стабильно хорошую репутацию на рынке образовательных услуг, ранее (в октябре 2017 года) уже была проверена начальником отдела контроля и надзора Управления образования и не имела никаких нареканий! Повторная же проверка была реализована в соответствии с поручением Президента РФ от 05.11.2017 года. В образовательную организацию было дано предписание по фактам, ранее не имеющим места при первичной проверке! Создается впечатление, что не только школы по подготовке охранников, но и Управление образования и науки не заинтересованы в исполнении требований закона и, как следствие, вместо ожидаемой поддержки Управление создает дополнительные трудности в работе вышеуказанной школы и в целом негативно влияет на качество подготовки специалистов охраны региона…
Сделаю акцент на том, что, в ходе откровенного разговора я услышал от начальника отдела контроля и надзора Управления образования Тамбовской области в завершение вышеупомянутой проверки. Она защищала все школы, не выполняющие требования Постановления 883 в части того, что наша общественная организация должна бесплатно выделять представителя к ним на экзамены. Она возразила, укорив Региональное объединение в намерении направления наших обращений, цитирую, «есть в регионе 5-6 школ, работали до этого и дальше пусть так работают»!
Не получив ответа лицензирующего органа на наше обращение (кроме проведения внеплановой проверки), и придя к понимаю, что в регионе сложилась ситуация использования формального отношения к обучению охранников, бесконтрольной выдачи свидетельств об обучении, РООР ФКЦ в феврале 2018 года предприняло шаги к предупреждению подобных нарушений путем оповещения по данной ситуации центров занятости населения, в рамках деятельности которых вышеупомянутые школы осуществляют обучение уже по государственным контрактам!
На это мы получили лишь запрос от УФАС России по Тамбовской области о разъяснении предоставления нашей информации в центры занятости населения, инициированные одной из местных школ по обучению охранников, не желающей работать в рамках Постановления Правительства. Сразу добавлю, что после разъяснений Регионального объединения по предоставляемой информации с РООР были сняты вопросы распространения ложных сведений, в которых нас пытались уличить.
Сами же Центры занятости населения города Тамбова и области проигнорировали наши оповещения, не придав должного значения проблематике, заняв наблюдательную стороннюю позицию. Оформив документацию по торгам в соответствии с 44 – ФЗ, со своей стороны, Центры занятости не озаботились проблемой качества получаемого образования слушателями от биржи труда. Понимая, что изучение вопроса затратно для них по времени и прилагаемым усилиям, было принято решение пустить проблему на самотек, используя исконно русское «авось»…
Решать проблему дальше мы попытались уже совместно с Прокуратурой Тамбовской области. Так, в мае 2018 года прокурору Тамбовской области от РООР ФКЦ «Тамбов» было направлено обращение по деятельности Учебного центра «Прометей – М», осуществляющего обучение охранников в тамбовском регионе с существенными нарушениями норм действующего законодательства. Это – невыполнение требований Постановления Правительства 883, выдача документов об обучении без комиссионного принятия выпускного экзамена, а также нарушения принципов антитеррористической защищенности, так как организация осуществляет обучение в стенах общеобразовательной школы с нарушениями пропускного и внутриобъектового режимов. Однако Прокуратура перенаправила наше обращение в тоже Управление образования для контроля лицензиата по данной проблематике, которое, в свою очередь, повторно подтвердило свою незаинтересованность решать данный вопрос.
Так, 27 июня 2018 года Управлением образования срок рассмотрения нашего обращения был продлен на 30 дней, а 12 июля 2018 года был дан ответ, что вопрос о нарушении антитеррористической защищенности СОШ снят, так как договор со школой расторгнут, хотя обучение продолжается и по сей день, а по реализации требований Постановления Правительства в адрес учебного центра направлено предостережение о недопустимости нарушений лицензионных требований.
Проверки проведено не было, все факты устанавливали только со слов директора «Прометея – М», в том числе, и о его запросе в РООР о выделение представителя на экзамены, что не соответствует действительности!
19 июня 2018 г. в адрес Прокуратуры Тамбовской области, УФАС и Управления образования и науки Тамбовской области Региональным объединением было направлено письмо по ЧОУ ДПО «УЦ «Дельта» в части работы против демпинга и недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг по подготовке сотрудников негосударственной сферы безопасности. Подчеркну, что данный учебный центр на протяжении нескольких лет демпингует этот рынок и остается безнаказанным.
По итогам проведения закупок, вышеуказанная образовательная организация намеренно снижает начальную стоимость контрактов, чаще всего, более чем на 50 % до предельно допустимого минимального порога. Очевидно, что проведение полного цикла обучения при таких минимальных затратах невозможно.
В этом году ситуация повторилась и, в очередной раз, «Дельта» заключила государственные контракты по минимальным расценкам. Установив данный факт, используя открытую аукционную документацию с торгов, мы установили, что цена по контракту резко занижена, договор для осуществления обучения заключен формально, лицензионные требования не соблюдались, само обучение вместо двух недель проводилось только 3 дня, а квалификационный экзамен принимался без участия представителя от Объединения работодателей (о чем все центры занятости населения региона заранее были предупреждены).
УФАС не посчитало указанные в обращении «обстоятельства, связанными с защитой конкуренции на товарном рынке, регулируемые нормами антимонопольного законодательства, состоятельными» и, следовательно, закончило на этом свое разбирательство.
Прокуратура Тамбовской области перенаправила обращение в Уваровскую межрайонную прокуратуру (по месту реализации договора) для рассмотрения правомерности заключения гос. контракта. По инициативе последней дело сегодня находится на рассмотрении в МО МВД России «Уваровский» для проведения проверки согласно ч. 1 ст. 159 УК РФ (по признакам мошенничества, так как было установлено, что услуга не была оказана в полном объеме, а оплата была получена полностью).
Управление же образования и науки снова не усмотрело никаких нарушений. Сведения по вопросам были получены из объяснений директора образовательной организации, который подтвердил соответствие его организации предъявляемым в рамках закона требований. Должным образом проверки проведено не было…
Теперь – о демпинге. 28 апреля 2018 года РООР ФКЦ «Тамбов» были подготовлены и направлены информационные письма и уведомления в отношении ООО ЧОП «Тополь» (Тамбовская область) и ООО ЧОП «Ника» (г. Воронеж) в УФАС России по Тамбовской области, Прокуратуру Тамбовской области, Отдел Росгвардии по Тамбовской области, государственную инспекцию труда в Тамбовской области, Управление региональной безопасности Тамбовской области с указанием на конкретные случаи нарушений нормативных требований охраны труда при оказании охранных услуг, налогового законодательства, антимонопольного законодательства, случаи нарушения принципов свободной конкуренции и захвата рынка, когда победители закупочных процедур не способны оказать качественные услуги и случаи вытеснения с рынка охранных услуг организациями – демпингерами добросовестных поставщиков.
К данным письмам были приложены конкретные расчеты стоимости охранных услуг в регионе, указывающие на явные нарушения данными ЧОО трудового и налогового законодательства.
После письма, направленного РООР ФКЦ «Тамбов» о нарушении требований трудового и налогового законодательства в отношении двух ЧОО – демпингеров, ответ мы получили только от налоговой службы, которая начала проверку ООО ЧОП «Тополь» и перенаправила наше обращение по ООО ЧОП «Ника» в инспекцию по Воронежской области по месту регистрации организации, которая неоднократно применят демпинговые меры при закупках в Тамбовском регионе.
10 мая 2018 года к нам поступили ответы Прокуратуры Тамбовской области о передачи данной информации в УФАС России по Тамбовской области (хотя среди адресатов УФАС было изначально), и УФАС направило нам ответ по данному обращению об оставлении его без рассмотрения. В соответствии с ч. 1,2 44 – ФЗ от 26.07.2006 г. наше заявление, на их взгляд, не содержало описания нарушения и материалов с подтверждением данных нарушений. Также, по их словам, у РООР полномочий для проведения проверок в ЧОО нет. От других адресатов ответа не последовало вовсе.
25 мая 2018 года на официальном сайте государственных закупок была размещена информация о проведении аукциона в электронной форме на площадке «Росэлторг» от АО «Тамбовские коммунальные системы» для заключения договоров об оказании услуг физической охраны объектов.
Победителем открытого конкурса комиссия снова признала заявку от ООО ЧОП «Ника», несмотря даже на то, что по Постановлению Правительства № 587, АО «Тамбовские коммунальные системы» входят в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
По факту проведения закупки, предложение от ООО ЧОП «Ника» комиссия решила признать целесообразным и заключить договор, хотя цена контракта изначально не могла покрыть все необходимые расходы ЧОО на обеспечение охраны объектов с уплатой заработной платы сотрудникам организации и всех необходимых отчислений в социальную сферу. Это доказывает, что ООО ЧОП «Ника» уже не в первый раз использует демпинговые меры при проведении закупок в нашем регионе.
Работу по этому случаю правонарушений начали осуществлять только ИФНС России по городу Тамбову и Управление Росгвардии по Тамбовской области, остальные же адресаты снова оставили письма РООР ФКЦ «Тамбов» без рассмотрения.
В отношении ООО ЧОП «Тополь» Управлением Росгвардии по Тамбовской области были проведены 2 внеплановые проверки, по результатам которых на директора данной охранной организации составлены 2 протокола о нарушении обязательных лицензионных требований, изъято и, в последующем, аннулировано УЧО, директор ООО ЧОП «Тополь» лишен права занимать должность руководителя в организации. На сегодня ООО ЧОП «Тополь» лишен лицензии и ЧОД не осуществляет.
Сотрудниками ЦЛЛР Управления Росгвардии направлены обращения в Прокуратуру и ФАС в отношении ООО ЧОП «Ника», в части нарушения 587 Постановления Правительства.
Прокуратурой вынесено предписание директору ТКС об устранении данного правонарушения. Так как на сегодня контракт между ООО ЧОП «Ника» и АО «ТКС» не расторгнут, Прокуратура будет требовать его расторжения через суд. Также мы получили ответ от Госинспекции труда в Воронежской области по ООО ЧОП «Ника», которая, в свою очередь, нарушений трудового законодательства не усмотрела.
Считая, общественную работу со средствами массовой информации продуктивной, РООР ФКЦ «Тамбов» в целях борьбы с демпингом, обозначило данную проблематику на региональном уровне с помощью популярной на Тамбовщине газеты «Тамбовская жизнь» и на всероссийском – в журнале «Мир безопасности».
Для решения этой задачи мы на сегодняшний день также прорабатываем объединение усилий РООР ФКЦ «Тамбов» и Тамбовской областной торгово-промышленной палатой, на площадке которой мы сможем подискутировать по всем интересующим нас вопросам и получить ответы на них от представителей исполнительной и законодательной власти. Мы заручились абсолютной поддержкой Председателя совета Тамбовской ТПП Николая Фёдоровича Калинова и, для проработки проблемы демпинга, решается вопрос возможности создания Гильдии ЧОО на базе ТПП.
В заключение ещё раз подчеркну, что объединение усилий работодателей Тамбовской области поможет противодействовать демпингу, повысить качество охранных услуг, производить борьбу с фирмами-однодневками, дискредитирующими статус всего охранного сообщества, вести активную пропаганду деятельности «прозрачных» частных охранных организаций.