Олег Климочкин: Наведение порядка на рынке охранных услуг невозможно без активного участия в этом процессе самого охранного сообщества

Как известно читателю, 9 октября 2018 года в Астрахани состоялась Первая Конференция руководителей региональных подразделений ФКЦ РОС на тему: «Выработка механизмов борьбы с демпингом и недобросовестными участниками рынка охранных услуг. Региональный опыт».  Директор НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин представил её участникам довольно обширный доклад, содержащий, среди прочего, информацию о сегодняшней ситуации в области национальных и профессиональных стандартов в охранной деятельности, а также об отраслевых проблемах правоприменительной практики на местах, обобщением которой, с выработкой адекватных мер реагирования в зависимости от ситуаций, и занимается Научно-исследовательский центр. Предлагаем ознакомиться с полным текстом его выступления.

Справочно:

В Научно-исследовательском центре «Безопасность» принято решение об активизации работы Направления стандартизации и развития квалификаций в сфере охраны и безопасности. Как уже было указано на портале ГардИнфо, в качестве экспертов по данному направлению могут принимать участие руководители и специалисты охранных организаций, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для субъектов частной охранной и детективной деятельности, а также руководящие работники в сфере охраны и безопасности других организаций, имеющие стаж работы по направлению не менее 5 лет. В первую очередь это связано с завершением формирования плана работы Технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность» (ТК 208), который создан в текущем году приказом Росстандарта № 93 от 24 января 2018 года. Приказом Росстандарта № 1347 от 2 июля 2018 г. в него были внесены отдельные изменения, а именно: назначены заместители председателя, скорректирован его состав, а также Положение о Техническом комитете в соответствии с фактическими задачами.  Сейчас в его состав входят 30 организаций.

Национальный стандарт – это документ по стандартизации, который по результатам экспертизы в Техническом комитете по стандартизации утвержден Росстандартом. В Нацстандарте для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики работы или услуги, а также связанные с этим процессы, системы менеджмента, процедуры оценки соответствия. Стандарт не является обязательным для всех участников рынка, но может использоваться заказчиком для включения в обязательные условия по конкурсам и тендерам на охранные услуги.

В настоящее время в сфере частной охранной деятельности принят только один национальный стандарт, касающийся деловой репутации охранной организации – Национальный стандарт ГОСТ Р 66.9.04–2017 «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций». Он позволяет произвести объективную оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг».

Стандарт разработан с участием специалистов Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС) и принят в 2017 году. Одобрен и внесен на утверждение Техническим комитетом по стандартизации (ТК 066) «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности применения требований данного стандарта при закупках охранных услуг за счет средств государственного и муниципального бюджета для отдельных категорий объектов.  

Что же касается деятельности Технического комитета 208 «Охранная деятельность», то в настоящее время идет активная работа по формированию положений Национального стандарта «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образования». Разработчиком данного стандарта выступает Саморегулируемая организация Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности», Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», Ассоциация ветеранов органов государственной охраны «Девятичи», Общество с ограниченной ответственностью «Эталон».  

Хотелось бы уточнить, что разработанная и утвержденная на Ученом совете НИЦ «Безопасность», а также на заседании Технического комитета в июле т.г. Концепция первого проекта стандарта «Общие требования» претерпела некоторые изменения и, в итоге, разработчиками принято решение вырабатывать стандарты по охране ВУЗов и общеобразовательных учреждений отдельно. Под действие последних подпадают школы, дошкольные учреждения и организации среднего профессионального образования. 

Такое решение связано как с различной спецификой оказания услуг на таких объектах, так и с вопросами согласования стандартов в профильных федеральных органах исполнительной власти.  Как вы знаете, с 2019 года будут полноценно функционировать два министерства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. 

Проект стандарта, который будет утверждать Общие требования к охране, а также обеспечению пропускного режима на объектах общего среднего, среднего профессионального и дошкольного образования, в настоящее время уже обсуждается экспертами охранного сообщества. Планируется, что он будет принят в первом полугодии 2019 года. 

В качестве первоочередных в план работы ТК 208 включена разработка следующих национальных стандартов – ГОСТ Р: 

  • «Оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и путем реагирования на их сигнальную информацию» (Разработчик: Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС); 
  • «Стрелковые объекты образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение в области охраны и безопасности. Правила безопасности. Команды, регламентирующие действия стрелка». (Разработчик: Фонд Дополнительного профессионального образования «Совет» (Фонд ДПО «Совет») и Центральный совет НОУ).

Как видно, вторым стандартом мы планируем упорядочить требования к оказанию услуг, так называемой, пультовой охраны. Задача актуальна, и тесно перекликается с поднятыми на Конференции вопросами низких расценок на охранные услуги, которые практически вынуждают руководителей охранных структур нарушать законодательство.

Какие цели при разработке при этом ставятся?

Профессиональные участники охранного сообщества знают, что именно в пультовой охране нет никаких критериев нормирования, а также общепринятых правил по оказанию таких услуг и, как следствие, имеется больше всего нарушений. Особенно это проявляется в столичном регионе. Имеется немало фактов, когда на объект при срабатывании ТСО иногда приезжает один охранник на такси, а, зачастую, только один водитель Яндекс-такси или разносчик пиццы. 

Достаточно важным фактором для начала работы над стандартом стал также вопрос ценообразования. Фактически это уже начало второго этапа своеобразной тарификации охранных услуг. 

Как доложено участниками Конференции, для стационарных постов охраны есть ясность по определению минимальной цены охранных услуг с учетом их себестоимости за пост охраны. При этом использован затратный метод, где за основу взят минимальный размер заработной платы охранников. Что касается пультовой охраны, то здесь, как показал первоначальный анализ, с этим намного сложнее. Если с технической составляющей все понятно – мы отталкиваемся от себестоимости закупаемых ТСО – например в Московском регионе стоимость стандартного комплекта составляет примерно 15 тыс. рублей, то с затратами на реагирование вопрос обстоит сложнее – от 500 руб. и до десятикратного увеличения стоимости услуг. 

На практике все ориентируются на Прейскурант подразделений вневедомственной охраны Росгвардии. В Москве он равен 376 руб. Вместе с тем, для проведения каких-либо расчетов, видится необходимым первоначально, на уровне национального стандарта, определить требования к охранным организациям по оказанию такого вида услуг. 

Основными мы видим, например: 

  • наличие в экипаже Группы быстрого реагирования (ГБР) не менее двух работников, один из которых должен быть вооружен служебным оружием; 
  • наличие оперативной радиосвязи между сотрудниками ГБР;
  • наличие у работников ГБР средств пассивной защиты в виде бронежилетов и шлемов защитных;
  • возможность у оперативного дежурного пульта охраны постоянно отслеживать место нахождения экипажа ГБР посредством специальных навигационных систем, желательно отечественного производства;
  • архивирование сведений о сработках ТСО, местах нахождения экипажей ГБР и сеансами радиосвязи с ними в течение 3-х месяцев и так далее.

Самым сложным в данной части видится определение оптимального количества экипажей и нагрузки на них по количеству объектов охраны на один экипаж ГБР, в том числе, дифференцированно к концентрации охраняемых объектов в районах одного города и сельской местности.

После того, как нам удастся упорядочить эти вопросы, станет возможным рассчитать и минимальные затраты на оказание услуг, в том числе, и с использованием Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, утвержденной приказом Росгвардии от 6 июня 2017 г. № 158. 

Мы приглашаем всех желающих принять участие в работе над данным Национальным стандартом. Свои предложения и пожелания можно направлять основному разработчику – ФКЦ РОС. Стандарт планируем принять до конца 2019 года. Аналогичные предложения к участникам Конференции и по вопросам формирования Национального стандарта по обеспечению охранных услуг на объектах образования. 

С учетом имеющейся положительной практики в городе Москве, основа стандарта разработана специалистами СРО «Школа без опасности», но на данный момент встал вопрос учета региональных особенностей. И здесь мы ждем помощи от Вас. Проблемы наведения порядка на рынке охранных услуг возможно решить только целенаправленной работой по организации взаимодействия заинтересованных органов власти и институтов охранного сообщества, а также созданием необходимой нормативной базы для такого взаимодействия, в том числе, и стандартизированных требований ко всем участникам рынка. 

Вторым вопросов, который я хотел бы озвучить уважаемой аудитории – это отраслевые проблемы правоприменительной практики на местах, обобщением которой, с выработкой адекватных мер реагирования в зависимости от ситуаций, занимается наш Научно-исследовательский центр. 

Первое направление работы в настоящий момент – это факты не совсем правомерного применения требований Строительных норм и правил (СНиПа) 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», разработанные в свое время Минрегионразвития России (приказ № 635/10 от 29.12.2011 г.). 

В соответствии с пунктом 6.48 данного нормативного акта, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, а также канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». 

Пользуясь данной нормой, в отдельных регионах подразделения ОВО буквально навязывают на объектах образования свои коммерческие услуги. Так, имеется негативная практика в Республике Марий-Эл, Хабаровском крае, Амурской, Ивановской, Омской, Томской областях. Несмотря на выход Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235, утвердившего требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования, где прямо указано на необходимость обеспечения охраны объектов образования, отнесенных к 1 и 2 категориям силами частных охранных структур, в отдельных субъектах имеются случаи злоупотреблений со стороны некоторых руководителей со ссылкой на данный СНиП. Причем в Амурской области предписание Прокуратуры Белогорска выписано буквально на днях – 24 сентября т.г. 

ФКЦ РОС направило обращение в Верховный Суд, но оно было отклонено со ссылкой на то, что Объединение работодателей не имеет права отстаивать интересы своих членов в судах по конкретным делам. То есть это может делать только то юридическое лицо, интересы которого пострадали в каждом конкретном случае. Среди членов Объединения организаций, которые обратились бы с таким заявлением в Верховный Суд, пока не нашлось. 

Учитывая складывающуюся ситуацию и фактически формальные отписки Минстроя на обращения ФКЦ РОС, принято решение о рассмотрении данного вопроса в ноябре т.г. на базе Общественной палаты РФ с приглашением представителей заинтересованных министерств и ведомств, в том числе, и Генпрокуратуры России. В настоящее время мы проводим сбор необходимой информации по данному вопросу. Соответствующее письмо от Правления ФКЦ РОС будет направлено на места. Большая просьба отнестись внимательно к данному вопросу и предоставить запрашиваемую информацию, от полноты которой будут зависеть итоги мероприятия. 

Следующей отраслевой проблемой является вопрос с прохождением медицинских осмотров работниками ЧОП, в том числе, за счет средств работодателя. Ситуация осложняется еще и тем, что, как вы знаете, необходимые нормативные правовые акты Минздрава России, утверждающие Формы медицинского заключения, Порядок прохождения медосмотров и Методику определения цен за такие медуслуги, до сих пор не изданы. При этом наказания за невыполнение норм трудового законодательства уже налагаются, в том числе, территориальными органами Роструда и Прокуратуры даются предписания, обязательные к исполнению. Такие случаи имелись в Москве, Республике Хакасия, Пензенской и Челябинской областях. Причем в Москве судебное решение было вынесено в пользу охранной организации, которая оспаривала выданное ей предписание организовать медицинские осмотры всех работников за свой счет, а также обучить их по вопросам безопасности труда. 

В августе получен ответ из Роструда с разъяснением, что медосмотры за счет работодателя должны проходить только те, кто работает с оружием. Однако, приказы Минздравсоцразвития России до сих пор не изданы. Мы обращаемся к регионам с просьбой собрать и проанализировать связанные с этим факты и направить информацию в наш адрес. 

Далее напомним, приказом Минтруда России от 28 июля 2017 г. № 601н утверждены Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, которые напрямую касаются ЧОПов. Те, кто читал данный документ, видели и понимают, что эти Правила, мягко говоря, чрезмерно регламентируют вопросы непосредственно профессиональной охранной деятельности, не входящие в компетенцию Минтруда России, а также требуют отдельной корректировки. 

Вместе с тем, мы понимаем, что это первый в данном направлении документ, который надо брать за основу и дорабатывать с учетом мнения профессионального сообщества и госрегулятора.  В связи с этим у нас с командой разработчиков достигнута договоренность – если они сами будут вносить изменения в данный документ, с учетом мнения охранного сообщества. При возникновении спорных ситуаций по исполнению требований отдельных пунктов этих Правил, данные положения будут оспариваться в судебном порядке с участием НИЦ «Безопасность» и ФКЦ РОС. Просьба своевременно информировать нас об имеющихся фактах. 

И, последнее. Хотелось бы довести до вашего сведения, что 25 января 2018 года, по инициативе Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии создана Общественная организация ветеранов боевых действий, государственной службы и ветеранов труда подразделений лицензионно-разрешительной службы войск правопорядка. Председателем Совета ветеранов данной Организации избран генерал-полковник милиции в отставке Першуткин Николай Иванович. 

Главной целью создания организации стало объединение ветеранов службы, организации методической поддержки работы подразделений ЛРР и другие общественно полезные мероприятия. В соответствии с намеченной руководством Главка линией проводится работа по созданию таких ветеранских организаций в регионах. Так, 20 сентября т.г. зарегистрирована такая же Региональная организация в Нижегородской области, в создании которой принимали участие представители РООР ФКЦ РОС. 

В настоящее время проводится работа по учреждению на базе двух данных организаций Межрегиональной структуры, в которую будут в дальнейшем вливаться ветеранские организации подразделений лицензионно-разрешительной работы остальных регионов. Завершение формирования полноценной общероссийской структуры ветеранов ЛРР запланировано на конец 2019 года. 

От имени председателя Света ветеранов подразделений ЛРР Николая Ивановича Першуткина хотелось бы обратиться об оказании поддержки данной работе. В данной части сообщаю, что 4 октября т.г. уже подписано трёхстороннее соглашение о взаимодействии и информировании между нашей ветеранской организацией с одной стороны, а также ФКЦ РОС и ООО «Эталон», как держателя единственной в России системы добровольной сертификации «Охрана и безопасность», с другой. 

По данному соглашению ФКЦ РОС и Совет ветеранов будут выделять своих экспертов с большим опытом работы для участия в проведении различного рода комплексных обследований охранных структур на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства. Актуальность проводимых мероприятий связана ещё и с тем, что 12 февраля 2019 года будет отмечаться 50-летний юбилей подразделений лицензионно-разрешительной работы России. Для проведения мероприятий, посвященных этому знаменательному событию, Советом ветеранов с участием Главного управления Советом ветеранов формируется соответствующий Организационный юбилейный комитет. 

В Плане юбилейных мероприятий предусмотрено проведение межрегионального семинара-совещания ветеранских организаций, размещение соответствующих публикаций в СМИ, а также издание юбилейного сборника о Службе. Полная информация об официальных партнерах Комитета с логотипами организаций будет обязательно размещена в Юбилейном сборнике. 

Будем благодарны за участие в организации данных мероприятий и оказании спонсорской помощи, в том числе, в форме официального партнерства с Организационным юбилейным комитетом. 

Спасибо за внимание!