В Туле состоялся круглый стол на тему: “Ценообразование по госконтрактам на охранные услуги”

11 июля на площадке регионального бизнес-инкубатора ТРФ “Центр поддержки предпринимательства” был проведен круглый стол на, пожалуй, наиболее актуальную и животрепещущую для частной охранной отрасли тему, касающуюся проблем ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов. Мероприятие было организовано и проведено под эгидой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области Головина Александра Юрьевича, в тесном взаимодействии с рядом тульских органов власти и управления, и всецело поддержано Федеральным координационным центром руководителей охранных структур – ФКЦ РОС, представленного Вице-президентом Покидовым Юрием Васильевичем, и его партнером – Тульским региональным отраслевым объединением союз работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур – РООР ФКЦ «Тула» в лице Председателя правления Петрова Александра Николаевича.

Вступительное слово, с которым Александр Юрьевич обратился к участникам круглого стола, содержало благодарность в адрес собравшихся за неравнодушие к проблемам отрасли и надежду на дальнейшее конструктивное взаимодействие между всеми легально функционирующими субъектами российского рынка частной охраны. Александр Головин подчеркнул, что данное заседание отмечено серьезным представительством со стороны органов государственной власти, непосредственно включенных во взаимодействие с частной охранной отраслью России.

Среди приглашенных были Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области, Лыкин Евгений Геннадьевич, Общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области по линии взаимодействия со структурами негосударственной сферы безопасности, Артемов Алексей Евгеньевич, Руководители Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Тульской области Медведев Илья Максимович и Богатырева Ольга Викторовна, Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Зубарев Евгений Сергеевич, Руководитель государственной инспекции труда в Тульской области Васин Сергей Владимирович, Заместитель Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, Попов Павел Дмитриевич, Директор департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области, Ильюшина Светлана Михайловна, Заместитель министра финансов Тульской области – директор департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы, Дубровина Оксана Анатольевна, Заместитель директора департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы министерства финансов Тульской области, Орлов Михаил Анатольевич, Председатель контрольного комитета Тульской области, Бибиков Александр Александрович, Директор юридического центра союза «Тульская торгово-промышленная палата», Суменков Геннадий Николаевич, Председатель Тульского регионального отделения ООО МСП ОПОРА РОССИИ, Глухов Михаил Григорьевич, представители охранного сообщества Тульской области и многие другие. Также на заседании присутствовали многочисленные представители средств массовой информации.

С первым докладом выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области, Лыкин Евгений Геннадьевич, который одновременно является Общественным омбудсменом по защите прав предпринимателей в негосударственной сфере безопасности при Уполномоченном при Президенте РФ Титове Борисе Юрьевиче. Евгений Геннадьевич прежде всего подчеркнул актуальность и злободневность данного мероприятия не только на уровне субъекта, но и в целом на федеральном уровне.

Проблемы отрасли, в которой, только официально, задействовано более 700 тысяч человек, были отражены в Докладе Президенту Российской Федерации, с основными тезисами и положениями которого Евгений Лыкин ознакомил присутствующих, а именно: отсутствие сформулированной единой государственной политики в сфере охранной деятельности в РФ; несовершенство законодательства в сфере охранной деятельности; наличие у контролирующих органов возможности опосредованно влиять на охранный бизнес; наличие необоснованных конкурентных преимуществ у отдельных участников рынка охранных услуг; отсутствие условий для инвестиций в охранный бизнес; несовершенство законодательства при проведении закупок в сфере охранной деятельности для государственных и муниципальных нужд; отсутствие стандартов качества. Решением проблем стала разработка новых отдельных Законов об охранной и детективной деятельности, внесенных на рассмотрение Государственной Думой РФ, с основными положениями которых Евгений Геннадьевич также ознакомил присутствующих.

В начале своего доклада Юрий Покидов представил всем участникам основные направления деятельности и структуру ФКЦ РОС, после чего рассказал о ключевых моментах ситуации с ценами на профильные услуги, оказываемые предприятиями НСБ, сформировавшейся в частной охранной отрасли нашей страны. Прежде всего, заявил Юрий Покидов, статистика свидетельствует, что из легально функционирующих на территории Российской Федерации 23 тысяч частных охранных организаций примерно половина принимает участие в торгах на заключение контрактов на охрану объектов, финансируемых полностью или частично из государственного бюджета. Однако на сегодняшний день отсутствует четкое понимание, откуда берутся цифры, характеризующие цены охранных услуг. Как подтверждает практика, объективно за такие цены обеспечить надлежащую охрану объектов не представляется возможным. Докладчик уведомил участников круглого стола о том, что эксперты-аудиторы негосударственной сферы безопасности, провели серьезную работу, представив в итоге методику расчета минимальной стоимости охранных услуг, которая была направлена во все высшие институты политической власти в Российской Федерации.

Юрий Васильевич довел до сведения собравшихся, что в ряде случаев даже по начальной цене торгов руководитель гипотетической частной охранной организации не в состоянии выплачивать сотрудникам заработную плату в размере МРОТ, не нарушая установленных законом требований. Если цена предлагаемых к оказанию охранных услуг декларируется частной охранной организацией, либо если контракт на оказание охранных услуг заключен по цене ниже того уровня, которые определен расчетным путем на основании представленной методики, то у всех участников российского рынка частной охраны должно быть четкое понимание того, что при таких обстоятельствах обязательства такой частной охранной организации перед государством по оплате налогов надлежащим образом выполнить никак невозможно. Такая ситуация подталкивает администрацию частных охранных организаций к нарушению закона, в том числе искажению данных в документации, представляемой ЧОПами на торги, представление иной недостоверной информации, в том числе по сведениям о материально-техническом обеспечении участников торгов, о численности персонала предприятий. В итоге конкурсная документация оказывается сфальсифицированной, а конкурсы зачастую оказываются выигранными фирмами-однодневками.

Таким образом, по мнению Юрия Покидова, складывается нонсенс – государство заинтересовано в минимизации стоимости услуг по охране объектов, полностью или частично финансируемых из госбюджета, тем самым мотивируя отдельных участников торгов демпинговать. При этом добросовестные предприятия частной охраны, исправно платящие налоги в государственный бюджет и отчисления во внебюджетные фонды, остаются «за бортом», они проигрывают торги, победителями которых оказываются недобросовестные компании, которые в результате государству не платят вообще ничего.

Так, экономя на стоимости охранных услуг, государство не только объективно недополучает значительную долю платежей в бюджет, но и ослабляет защищенность объектов. Минимальный размер оплаты труда должен быть методически принят в качестве базового значения для определения расчетным путем минимальной цены охранных услуг для каждого региона Российской Федерации. Но для этого необходимо провести согласование этой методики с рядом государственных ведомств. В заключение доклада Юрий Васильевич привел показательный пример работы с ценообразованием в Ставропольском крае. В этом субъекте Российской Федерации органы прокуратуры в обязательном порядке оспаривают результаты проведенных торгов на охрану объектов, если цена охранных услуг по результатам торгов оказывается ниже регионального МРОТ.

Председатель правления Тульского регионального отраслевого объединения союз работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур – РООР ФКЦ «Тула» Петров Александр Николаевич в своем докладе показал на примере Тульского региона ситуацию, сложившуюся на рынке охранных услуг при проведении закупочных процедур за счет средств государственного и муниципального бюджетов. Александр Петров ознакомил участников круглого стола с методикой расчета минимальной стоимости услуг по охране, учитывающей все аспекты трудового и налогового законодательства как Российской Федерации в целом, так и Тульской области, в частности.

Данная методика учитывает такие понятия, как рабочее время, нормальная продолжительность рабочего времени, сменная работа, суммированный учет рабочего времени минимальный размер оплаты труда и другие факторы, которые обязан учитывать каждый добросовестный работодатель при организации работы, в том числе, в сфере оказания охранных услуг. Кроме того, были приведены и озвучены конкретные цифры, позволяющие охранной организации работать, соблюдая законодательство РФ.

Далее, присутствующие могли ознакомиться с анализом закупочных процедур, прошедших на территории Тульской области для определения поставщиков охранных услуг на 2018 год и который наглядно продемонстрировал, что предложенные победителями расценки в разы меньше расчетных норм. Вывод докладчика был следующий: понятие минимальной величины стоимости услуг по охране должно быть установлено, для выполнения следующих правил: начальная (максимальная) цена договора в конкурсной документации не должна быть ниже этой расчетной стоимости; заказчик охранных услуг не имеет права допускать к конкурсу заявки, в которых указана цена ниже минимальной расчетной величины стоимости поста (постов). Цель установления обязанности расчета минимальной стоимости охранных услуг: пресечь нарушения в налоговом законодательстве; пресечь нарушения в трудовом законодательстве; правильно установить нормирование труда и отдыха; выплачивать заработную плату в полном объеме в соответствии с законодательством; снизить долю «теневого» сектора экономики.

В выступлении представителя Росгвардии Ильи Медведева прозвучала серьезная тревога по поводу проблемы, явившейся главной темой круглого стола. Илья Максимович привел конкретные факты некачественного оказания охранных услуг на территории Российской Федерации, повлекшие за собой тяжкие последствия и выразил мнение, что главным должен являться жесткий контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере организации торгов на охрану объектов с полным или частичным госфинансированием.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на Росгвардию возложена обязанность по организации государственного контроля за частной охранной деятельностью. И в рамках выполнения этой обязанности в настоящий момент ведется подготовка проекта Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к частным охранным организациям, оказывающим услуги по охране объектов, финансируемым из государственного бюджета. Илья Медведев в целом подтвердил актуальность всех без исключения тезисов, прозвучавших в основных докладах Юрия Покидова и Александра Петрова, заметив, что проблема требует решения, и работа над проектом вышеупомянутого постановления Правительства России является одним из способов его реализации.

Также было сообщено, что ведомство обладает сведениями о нарушениях, которые были допущены в процессе проведения торгов, и отметил, что подобные случаи находятся на контроле соответствующих подразделений службы, поскольку являются серьезной проблемой, негативно влияющей на уровень террористической защищенности охраняемых объектов. Выступавший предложил сообществу негосударственной сферы безопасности провести работу по выработке механизмов внутреннего контроля по соблюдению законодательства в области проведения торгов на охрану гособъектов и участия в этих торгах субъектов частной охраны и сообщил о готовности Росгвардии к любому конструктивному диалогу в рамках действующего законодательства.

Руководитель государственной инспекции труда в Тульской области Васин Сергей Владимирович рассказал о проведенных совместно с Прокуратурой Тульской области проверках частных охранных предприятий и о выявленных нарушениях. Согласившись с мнением предыдущих докладчиков о необходимости борьбы с «теневой» занятостью Сергей Владимирович подробно остановился на этой стороне недобросовестного оказания охранных услуг. Отметив невозможность тотальной проверки охранных предприятий выполняющих сомнительные государственные контракты, Сергей Васин, тем не менее, высказал мнение о возможности введения риск-ориентированного подхода при проведении проверки охранного бизнеса и сообщил о готовности к обмену информацией и тесному сотрудничеству с организаторами круглого стола в сфере защиты прав работников охранных организаций.

Директор департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области, Ильюшина Светлана Михайловна, полностью поддержав предыдущих докладчиков, в своем выступлении остановилась на таких проблемах, как низкий уровень заработной платы, неоформление трудовых отношений, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми, нарушение норм рабочего времени, а также отметила наличие в регионе недобросовестных организаций, которые целенаправленно идут на нарушение действующего законодательства.

Заместитель министра финансов Тульской области – директор департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы, Дубровина Оксана Анатольевна, Заместитель директора департамента общегосударственных вопросов и регулирования контрактной системы министерства финансов Тульской области, Орлов Михаил Анатольевич, Председатель контрольного комитета Тульской области, Бибиков Александр Александрович выразили общую позицию и предупредили собравшихся, что использование предложенной методики формирования НМЦК в рамках 44-ФЗ требует достаточно активного обсуждения и корректировки. Основными моментами выступлений стали необходимость подтверждения конкретными примерами связи между большим падением закупочной цены и некачественным оказанием охранных услуг, проведение экспертной оценки разработанной методики определения НМЦК и возможность замены электронных аукционов конкурсами для более комплексной оценки надежности поставщика охранных услуг.

От представителей охранного бизнеса, в ходе дискуссии, прозвучали мнения, поддержанные представителями власти об ответственности не только исполнителя, но и заказчика за выполнением государственных контрактов по охране в полном соответствии с предложенным в конкурсной документации техническим заданием.

В завершение заседания Александр Головин подвел краткие итоги насыщенной дискуссии, определил необходимость внесения соответствующих корректировок в проект резолюции, а также искренне поблагодарил всех участников форума, особенно представителей органов государственной власти. Их деятельное и неравнодушное участие в мероприятии в полной мере отразило озабоченность российской власти проблемами частного охранного бизнеса.

Читайте также:

 

      РООР ФКЦ «Тула»