“Мир чемпионата” на круглом столе “Известий”. Эксперты отвечают на вопросы журналистов

Сегодня в Москве открылся чемпионат мира по футболу. По экспертным оценкам, в Россию приехали от 570 тыс. до 1 млн иностранных болельщиков. Ожидаемый суммарный эффект от подготовки и проведения ЧМ-2018 составит для российской экономики 867 млрд рублей. Готовы ли мы к чемпионату? Справятся ли с обеспечением порядка 30 тыс. частных охранников и распорядителей? Хватит ли гостиниц для всех гостей мундиаля? Об этом на круглом столе «Известий» рассказали эксперты, причастные к обеспечению безопасности, контролю спортивного мероприятия и развитию въездного и внутреннего туризма.

TASS_27069203_1

«Известия»: Как будет организована охрана стадионов на чемпионате?

Александр Козлов, член Общественной палаты РФ, руководитель Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур»: Впервые в России при проведении чемпионата мира по футболу на аренах будут полностью отсутствовать полицейские. Они расположатся на прилегающих к стадионам территориях. А вот на самих стадионах всю работу с болельщиками будет вести контрольно-распорядительная служба — это 16,5 тыс. человек и 14,5 тыс. частных охранников. А на самом крупном стадионе чемпионата «Лужники» в день проведения матча будет 900 частных охранников и в 1,5 раза больше работников контрольно-распорядительной службы.

07_KOZLOV_ZUB_1

Чемпионат мира фактически станет вершиной развития системы обеспечения безопасности на крупных спортивных мероприятиях. Перед Олимпиадой в Сочи был принят закон «О транспортной безопасности», в соответствии с которым образованы подразделения транспортной безопасности. В этот же период были внесены изменения в профильный закон «О физической культуре и спорте», которые ввели новую категорию работников — контролеры-распорядители. Они поддерживают общественный порядок на трибунах стадионов.

«Известия»: Какая подготовка у этих людей?

Александр Козлов: Они прошли специальную подготовку, отвечают определенным требованиям, их проверяют на отсутствие судимости, так же как и работников частных охранных организаций. Они знают регламент проведения спортивных мероприятий и законодательство. Знакомы с определенными требованиями как к самим болельщикам, находящимся на трибунах, так и к журналистам (моменты, связанные с нюансами съемок, по каким проходам им можно проходить, по каким нельзя и пр.).

Их начали готовить еще к Кубку конфедерации в 2016 году. Но полтора месяца назад они также прошли дополнительные курсы по антитеррористической защите объектов. С работниками частных охранных организаций языковой подготовки не проводилось, а вот при приеме на работу в контрольно-распорядительную службу на ключевые посты отдавали предпочтение тем, кто знает языки.

«Известия»: Чем объясняется отсутствие полицейских на стадионах?

Александр Козлов: Их не должно быть на стадионах по правилам ФИФА. Сотрудники полиции вмешиваются, только когда нарушается закон. Это принципиальная позиция ФИФА.

Мы впервые ввели паспорт болельщика — ни одно государство еще так не делало. Это наше ноу-хау, которое значительно повышает безопасность посетителей на стадионе. Оборудуется огромное количество досмотровых пунктов.

«Известия»: Не возникнут ли у болельщиков сложности при посещении стадионов? Есть ли вероятность того, что кто-то окажется в не комфортном для себя секторе?

Андрей Кутепов, председатель временной комиссии Совета Федерации по вопросам подготовки к ЧМ 2018: У чемпионат мира — особая аудитория болельщиков, в мероприятии участвуют команды, которые себя зарекомендовали. Интерес к таким командам очень высок, это событие мирового уровня и соответственно привлекает к себе внимание тех, кто не просто интересуется футболом, но буквально живет им.

Александр Козлов: Плюс система продажи билетов построена таким образом, что на момент продажи сортируются зрители. Если заявки идут от англичан, то они попадут в английский сектор. Шанс попадания случайного болельщика в совершенно противоположный сектор достаточно мал. Там же видно, откуда идут заявки.

«Известия»: Правда ли, что в дни матчей английской сборной будет усилена охрана на стадионах?

Александр Козлов: Традиционно правоохранительные органы учитывают данные по болельщикам той или иной страны и анализируют уровень риска правонарушений. Финал Лиги чемпионов проходил в Москве в 2008 году, я непосредственно принимал участие в обеспечении безопасности. И могу сказать, что иностранные болельщики в нашей стране ведут себя достаточно корректно. Так что разговоры о том, что английские болельщики собрались войну устраивать с нашими болельщиками, —– это больше провокация английской желтой прессы.

«Известия»: Как были организованы мероприятия по обеспечению безопасности стадионов?

Александр Козлов: С 25 мая на территории всех стадионов власть перешла от администрации стадионов к оперативным штабам обеспечения безопасности. Как правило, руководит ими представитель ФСБ. На стадион войти или въехать без осмотра не может никто. Даже руководитель стадиона. Будут личный досмотр, досмотр автотранспорта. Грузы, которые ввозятся на стадионы, подлежат досмотру на удаленных пунктах, где они пломбируются.

Проходят мероприятия по зачистке стадионов. Проверяются все помещения, не остаются без внимания ни подвал, ни подсобка. После этого неиспользуемые помещения пломбируются по специальной методике. К 14 июня мероприятия будут полностью закончены. Мероприятие очень серьезное, отработанное с Олимпиады-2014 года и Кубка конфедераций. ФИФА и УЕФА всегда подчеркивали, что режимные мероприятия в России — одни из самых серьезных.

Что касается уличной преступности, поверьте, что во время проведения подобных мероприятий на улицах гораздо спокойнее, чем в любые иные периоды.

«Известия»: Что будет больше расти после чемпионата мира — въездной туризм или внутренний? На внутренний туризм такие вещи влияют?

Александр Козлов: У меня по своим знакомым ощущение, что внутренний туризм у нас растет в последние годы.

Алексей Конюшков: Действительно растет. 56 млн за 2017 год, 24,4 млн — по въездному туризму. Например, семь лет назад внутренний поток составлял 30,5 млн. Мы рассчитываем на рост въездного и внутреннего туризма, это два связанных понятия. Болельщики распределяются примерно поровну, иностранных поменьше. Дальнейшее развитие мы связываем в первую очередь с внутренним туризмом.

Андрей Кутепов: Если больше будет региональных возможностей перемещаться из города в город, избегая центра, поток будет расти в геометрической прогрессии.

Плюсы и минусы спортивного праздника

«Известия»: Многие заработают на туризме: гостиницы, торговые центры, рестораны. Но кто-то ведь и потеряет? Например, магазины, торгующие оружием, уже закрылись.

Александр Козлов: Да, магазины, которые продают охотничье оружие, оружие самообороны, служебное, используемое для охранной деятельности, не смогут работать два месяца. С 25 мая по 25 июля введен особый режим. Но вряд ли такие магазины сильно пострадают — люди просто отложат на два месяца эти покупки.

«Известия»: Есть какие-то запреты, кроме продажи оружия?

Александр Козлов: Гражданам, которые сняли жилье, необходимо встать на учет в правоохранительных органах в течение трех суток, чтобы избежать сложностей и объяснений об отсутствии регистрации. Неудобство, которое может коснуться граждан, — запрет продажи алкогольных напитков и запрет продажи других напитков в стеклянной таре.

Транспортно-пересадочные узлы, прежде всего железнодорожные вокзалы, начали функционировать по новой схеме. Нет прямого прохода с поезда сразу в метро — только через здания вокзалов. Увеличено количество пропускных постов. Конечно, немного утомляет, но все эти меры повышают уровень безопасности.

«Известия»: А как быть жителям городов, которые принимают ЧМ? Постараться уехать на это время?

Александр Козлов: Нашим гражданам, которые проживают в городах проведения матча, особенно в районах, где находятся стадионы, надо понимать, что определенное обременение может быть. Много пассажиров в общественном транспорте, особенно в дни проведения матча, много людей во дворах, потому что болельщики идут от ближайшей станции к стадиону, где-то собираются, договариваются.

Те, кто проживает рядом со стадионами, оказываются не в самом выгодном положении. Многие уезжают на этот период, а свое жилье сдают. В магазинах в эти дни не продается спиртное, вода в стеклянной таре. Маршруты болельщиков в Москве вытягивают до других станций метро, чтобы не перегружать близлежащие станции. Но оставаться или уезжать — каждый должен решить для себя сам.

«Известия»: Если Россия рано вылетит из чемпионата, ожидается ли спад интереса к чемпионату?

Александр Козлов: Кто купил билеты, сдавать их уже не будет.

Денис Салий: Сомневаюсь, что возможна такая ситуация. Нет официальной статистики ФИФА, кто приобрел билеты и на какой именно матч. До 70% болельщиков, которые приедут в Калининград — иностранцы. У нас игр с участием российской сборной нет, как и четверть- и полуфиналов, поэтому нет такого риска.

Александр Козлов: По своему опыту могу сказать, что болельщики на такие матчи ходят, понимая, что, возможно, это их единственный в жизни шанс увидеть чемпионат мира.

Публикуется в сокращении. Полный текст беседы за Круглым столом ЗДЕСЬ.