Приглашаем к обсуждению: Порядок допуска к работам по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и лицензия МЧС

От редакции: Председателю правления ФКЦ РОС Александру Козлову поступило обращение от одного из Региональных отраслевых объединений работодателей ФКЦ РОС с просьбой разъяснить коллизионные нормы, регулирующие порядок и условия реализации положений, которые содержатся ст. 3. подпунктом 2 пунктом 3  Федерального Закона  Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” («охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию»): 

“Федеральным Законом  Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся ст. 3. подпунктом 2 пунктом 3, а именно,  «охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию».

Пунктом 2, перечня Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498,  определены технические  средства охраны, используемые для оказания услуг по  проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, а именно технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.

На основании:  ст.12  «Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и постановления Правительства РФ № 1225 от «30» декабря 2011 года,  для осуществлении эксплуатационного обслуживания охранно-пожарной сигнализации  требуется дополнительно лицензирование данного вида деятельности.

Соответственно для реализации ст. 3. подпункта 2 пункта 3 Федерального Закона  Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” установлены правила поведения как совокупность определенных обстоятельств, при наличии которых возможна реализация данной правовой нормы.

Конституционный Суд РФ  также отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

При продлении лицензии на охранную деятельность, ЦЛРР Управления ФСВНГ по ***,  охранным предприятием  имеющих лицензии МЧС, отказывают  в продлений лицензий на охранную деятельность,  ссылаясь на пункт 15.1 Федерального Закона  Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”,  частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства (коллизии) между различными законами, это может привести к  ответственности. Также следует иметь в виду, что если этим  заинтересуются правоохранительные органы, помимо гражданской  ответственности непосредственно для  оказание услуг без специального разрешения(лицензии), нас  может ждать наказание и по другим смежным статьям КоАП или даже УК РФ, что самое серьезное из возможных последствий нарушения норм законодательства о регистрации юридических лиц  и правил лицензирования”.

Здесь необходимо пояснить, что поводом для данного обращения послужил отказ  Управления ФСВНГ России по Республике *** в продлении лицензии на частную охранную деятельность. Основанием для отказа послужило нарушение части 1 статьи 15.1 Федерального Закона  Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, а также пoстановление начальника *** ОЛРР Упpавления ФCBHГ Poссии пo *** Ns *** oт 03 нoябpя 2017 гoда, согласно которому директор одного из частных охранных предприятий был привлечен к административной ответственности пo ч. 4 ст. 20.16 КoAП PФ (Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований).

При этом, данным ЧОП было получено официальное письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором сказано, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.12. 2011 № 1225 “О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений” для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ необходимо иметь лицензию МЧС.

Проконсультировавшись с регулятором, Председатель ФКЦ РОС Александр Козлов дал следующее разъяснение на приведенное выше обращение:

На Ваш запрос о порядке реализации вида охранных услуг «охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию», предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – 3-й вид охранных услуг) могу сообщить следующее: 

Деятельность частных охранных организаций регламентирована Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон). Для осуществления частной охранной деятельности по 3-му виду охранных услуг частной охранной организации не требуется дополнительных разрешений и лицензий, если организация имеет лицензию на этот вид деятельности и не выходит за рамки «Переченя видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». 

Получение частной охранной организацией лицензий и разрешений, не предусмотренных Законом, и осуществление деятельности по ним ведет, как правило, к претензиям со стороны регулятора, привлечению к административной ответственности и обращению в суд с ходатайством об аннулировании лицензии на частную охранную деятельность, т.к. частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг и заниматься другими видами деятельности ей запрещено.

Председатель правления ФКЦ РОС А.М. Козлов

А что по данному вопросу думаете вы? Ждём ваших комментариев!

Редакция “ГардИнфо”