Олег Крылов – о взаимодействии РООР «МАГАДАН» с органами государственного контроля и управления

Редакция «ГардИнфо» продолжает знакомить читателей с тем, как живут и работают региональные отраслевые объединения работодателей ФКЦ РОС. Сегодня об особенностях деятельности РООР «МАГАДАН» рассказывает его Председатель, генеральный директор Областного специализированного охранного предприятия «ЯГУАР» Олег Вячеславович Крылов. 

РООР «МАГАДАН» до июля 2017 года больше занимался своей организационной работой, которую осложняло отсутствие практического опыта работы в данном направлении. Как многие помнят, мы были первыми, кто подал документы на регистрацию, и вторыми, кто зарегистрировался в Министерстве юстиции.

Потом вышло Постановление Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 883, установившее требование о включении в экзаменационную комиссию образовательной организации представителей объединений работодателей в сфере охраны и безопасности. И мы тщательно подготовились к выполнению этой функции.

С руководителями образовательных организаций мы провели рабочую встречу, обсудили примерный формат взаимодействия, и по заявкам данных образовательных организаций приступили к работе. Нельзя сказать, что образовательные учреждения восприняли данную информацию с одобрением, скорее наоборот. На первоначальном этапе мы согласились с кандидатурами представителей. которые предлагались самими образовательными организациями, но из состав частных охранных организаций.

По итогам двух месяцев было принято решение провести ротацию представителей РООР «МАГАДАН» в квалификационных комиссиях и в первую очередь там где в протоколах значилась 100% успешность показанных слушателями знаний и это при том, что при прохождении  периодических проверок, этот показатель никогда не превышал отметку в 70%. По сути, в качестве представителей Объединения работодателей, мы определили абсолютно независимых представителей охранного сообщества, потому что у нас в области, думаю, также, как и в других субъектах Российской Федерации, образовываются свои «кланы» и «группировки». А нам хотелось получить объективную оценку образовательных процессов. Поэтому в качестве наших представителей в комиссиях направили тех, кто не имеет заранее предопределенных результатов своей работы.

Образовательных организаций у нас немного, всего лишь пять. Активно включились в эту работу без явного противодействия только две. В принципе сложностей никаких не вызвало, потому что представителей, которых направляли в квалификационные комиссии, предварительно подробно инструктировали. Они, с моим участием, внимательно изучали нормативные акты и старались подготовиться к отдельным нюансам, которые могут возникнуть.

Однако позднее выяснилось, что не все образовательные организации были готовы к такой форме участия Объединения работодателей. Я имею в виду объективный контроль. Одна из образовательных организаций игнорировала требования к сдаче квалификационных экзаменов с участием представителей объединений работодателей. Две организации на тот момент «не вели образовательную деятельность».

Я так же, как и все наши представители, исходил из того, что именно Объединение работодателей прежде всего заинтересовано в качественном образовательном процессе, потому что тот персонал, который проходит обучение, собственно говоря, потом и работает в частных охранных организациях Магаданской области. Если эту работу проводить формально, то не о каком улучшении качества, либо даже его поддержания на том уровне, который есть, говорить не приходится.

Если говорить о взаимодействии с органами государственного контроля, как я сказал, одна из организаций нашей области проигнорировала требования вышеупомянутого Постановления Правительства и продолжило работу «по старинке», не особо ориентируясь на нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательный процесс при подготовке охранников и квалификационного экзамена.

Позднее, в ходе сверки с книгами учёта стрелкового объекта, выявились расхождения тех протоколов, которые имеются в делах РООР «МАГАДАН» с книгой посетителей стрелкового объекта. Выяснилось, что не все проходили занятия по огневой подготовке.

При более детальном изучении выяснилось, что часть граждан каким-то образом прошла образовательный процесс, опять же, каким-то образом завершила свое профессиональное обучение и стала получать удостоверения частных охранников в территориальном органе Росгвардии.

Не думаю, что можно винить этих граждан, они-то действовали добросовестно, потому что обратились в образовательную организацию, ознакомились с необходимой документацией, как я предполагаю, далее заключили договор, внесли плату… Не их обязанность вникать в процесс, который предусматривается лицензионными условиями для образовательных организаций.

Итак, как я сказал, мы усмотрели расхождения как по количеству граждан, прошедших практические стрельбы, так и по количеству граждан, в итоговой аттестации которых принимали наши представители. Стало очевидно, что некоторая часть граждан видимо завершила образовательный процесс без участия в работе комиссии представителей объединения работодателей. Это стало возможным в виду того что должностные лица образовательной организации решили проводить «итоговую аттестацию» без участия нашего представителя. Надо ли говорить о том, что результаты успешности были 100%?…

С этим надо было что-то делать. После долгих, продолжавших более месяца, обсуждений с территориальным органом Росгвардии, стал очевиден единственный выход из сложившейся ситуации – РООР «МАГАДАН», заручившись необходимыми документами, обратилось в Министерство образования и молодежной политики Магаданской области, которое является лицензирующим органом для образовательных организаций.

В частности, в данном обращении была полностью раскрыта схема проведения итоговой аттестации охранников, видов практических упражнений по огневой подготовке, взаимосвязь нормативных актов Министерства образования и науки РФ и МВД России. Также были приведены конкретные факты, которые, с нашей точки зрения, требуют отдельного внимания со стороны лицензирующего органа.

В Министерстве с интересом отнеслись к нашему обращению и предложенной нами форме совместного участия в данном процессе, однако предупредили, что есть некоторая сложность с получением согласия прокуратуры Магаданской области на проведение внеплановой проверки.

В Министерстве пошли другим путем и направили наши документы в прокуратуру города Магадана. Далее предоставленные нами материалы были изучены в Прокуратуре города Магадана, проводились выездные мероприятия и проверки, в ходе которых, как стало известно из ответа прокурора, поступившего в наш адрес, некоторые из указанных нами нарушений получили свое подтверждение. Хочу заметить, что опыта в таких вопросах у нас нет, мы решили идти «маленькими шагами», аккуратно вникая в процесс.

Далее мы столкнулись с очень неприятной ситуацией. Некоторые добросовестные граждане из числа прошедших обучения и получивших свидетельство об окончании курсов по профессиональной подготовке, и, впоследствии, удостоверение частного охранника, устроились на работу и, на основании этого же удостоверения и факта трудоустройства, получили разрешение на право использования служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, но! Тот факт, что они сдавали квалификационный экзамен без участия наших представителей, видимо, повлечёт аннулирование всех этих документов, поскольку первый был выдан с нарушениями требований нормативных актов, соответственно, и все последующие, получается, были выданы незаконно. В этой ситуации абсолютно очевидно, что эти граждане пострадают несправедливо.

Тогда Прокуратурой города Магадана было найдено другое компромиссное решение, которое, в первую очередь, устранило бы нарушение законодательства, а также максимально щадяще отнеслось бы к гражданам, которые попали в эту неприятную ситуацию. Так, руководителю образовательной организации, которая проводила квалификационный экзамен без участия Объединения работодателей, было предложено провести его повторно. Пригласить этих граждан, в назначенное время провести процедуру итоговой аттестации заново, уже с присутствием наших представителей. И, думаю, что без повторной оплаты, хотя финансовые взаимоотношения сторон меня меньше всего интересовали.

Как выяснилось позднее, для повторного прохождения итоговой аттестации явились не все. Те же, кто согласился, прошли проверку уровня знаний теоретической части, но не явились на практическую. Как я уже сказал, это было в ноябре-декабре 2017 года, но данная ситуация, к сожалению, находится в подвешенном состоянии до сих пор.

Конечно, и наш факт обращения в лицензирующий орган, и последующее привлечение Прокуратуры, вызывает некоторое неодобрение со стороны образовательной организации. Имеют место отдельные высказывания о том что можно было бы «договориться», а не начинать полномасштабную проверку с участием контролирующих и надзорных органов. Отдельно хочу подчеркнуть что в образовательные организации нами отправлялись соответствующие информационные письма. Также считаю необходимым отметить, что, к сожалению, никаких должных выводов из проведенной нами работы организация пока не сделала.

Почему я считаю важным говорить об этом? В первом квартале этого года я наблюдаю все ту же картину, только в меньшем масштабе. Все равно отдельные расхождения есть, в той же организации. Конечно, полтора года некоторого безучастия со стороны сначала МВД России, а потом и Росгвардии, несколько разбалансировали то положение, которое было. Все-таки уровень проведения итоговой аттестации в Магаданской области был достаточно высоким. Их результаты не столь значительно расходились с результатами проведения периодических проверок, хотя процедуры квалификационного экзамена и периодической проверки совпадают не менее чем на 80%. Сейчас мы наблюдаем обратную картину. Но мы продолжаем работать в этом направлении, в этом году мы вновь встречались с руководителями образовательных учреждений, я лично принимал в этом участие. И, хочу подчеркнуть, что РООР «МАГАДАН» настроено свою работу и свою функцию, предусмотренную нормативными актами, выстраивать таким образом, чтобы создавать минимум неудобств для образовательных организаций. Но закрывать глаза на явные нарушение, пренебрежение действующими требованиями мы, конечно, не намерены.

На сегодняшний день мы работаем по следующей схеме – образовательные организации планируют свою хозяйственную деятельность, к примеру, 1 апреля набирают группу, которую «выпустят» 20 мая. Соответственно, не позднее 1 апреля направляют нам в виде скана выписку из приказа о зачисление граждан. И мы понимаем, что 20 мая эти граждане видимо будут проходить квалификационный экзамен. Перед завершением обучения нам также направляется соответствующая выписка из приказа о гражданах, завершивших обучение и допущенных до итоговой аттестации. Возможно эта схема может показаться несколько сложной, но следует посмотреть на то, что она даёт в реальности. А именно – она не даёт задним числом в группу из 10 человек «втиснуть» ещё 30-40 псевдо-слушателей и провести их через квалификационный экзамен, пусть даже с нашим непосредственным участием. Данное решение я обосновывал необходимостью планирования текущей работы РООР «МАГАДАН». От численности группы зависит и продолжительность проведения квалификационного экзамена (например, 2 часа или 6 часов). Представитель не только формально присутствует, а принимает активное участие в процессе квалификационного экзамена. Это и просмотр карточек ответов, результаты, показанные на практических упражнениях, сопоставление реальных результатов и фактически отраженных в материалах работы комиссии.

За нашей деятельностью, как я уже говорил, очень внимательно следит лицензирующий орган – Министерство образования и молодёжной политики. Должное понимание у нас есть, взаимодействие налажено. Что касается взаимодействия с другими органами государственной власти, то у нас сложились достаточно хорошие партнерские отношения с Правительством Магаданской области и не только в части образовательных организаций, но и в решении проблем нашей отрасли в целом. Так, в октябре 2017 г., совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Магаданской области Андреем Котовым мы провели круглый стол в ходе которого обсудили вопросы размещения государственных и муниципальных заказов.  В январе 2018 г. на заседании комиссии по профилактике правонарушений при губернаторе Магаданской области с нашим участием рассматривался вопрос о взаимодействии частных охранных организаций и органами внутренних дел. В феврале 2018 г., по распоряжению губернатора мы совместно с отделом Росгвардии по Магаданской области готовили предложения по совершенствованию законодательства в области частной охранной деятельности. Данные предложения направлены в Магаданскую областную думу.

В связи с 26-летием принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности», РООР «МАГАДАН» направил ряд ходатайств губернатору Магаданской области о поощрении его правами, благодарственными письмами и грамотами. По результатам рассмотрения благодарностями губернатора Магаданской области были поощрены Виктория МАРТЫНОВА (оператор ООО ОА «СТРАЖ»), Максим ТЕРЕНЬЕВ (директор ООО ЧОП «БЕЛЫЙ ВОЛК») и Юрий СИРЯНЦЕВ (директор ООО «АРСЕНАЛ»).

Повторюсь, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, в планах – завершение построения структуры РООР «МАГАДАН», плотное участие в работе Координационного совета при Отделе Росгвардии по Магаданской области (по вопросам частной охранной деятельности), мониторинг состояния рынка, выявление недобросовестных участников и конечно практическая помощь членам нашего объединения в их повседневной работе.

Записала и подготовила Дария Подчезерцева, ГардИнфо

Читайте также: