Игорь Осипов: Взаимодействие РООР с органами государственной власти и органами местного самоуправления по формированию и проведению согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений

Ранее мы писали, что в рамках общего собрания Ассоциации «КЦ РОСС», которое проходило 21 марта 2018 года в Москве, состоялось совместное совещание членов КЦ РОСС и руководителей РООР (ТООР) ФКЦ РОС, на котором особое внимание было уделено обмену опытом работы руководителей региональных объединений (отделений) ФКЦ РОС и решения ими задач, стоящих перед РООР. Предлагаем ознакомиться с докладом заместителя председателя РООР «КЦРОС ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» Игоря Алексеевича Осипова.

28 марта 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании Регионального отраслевого объединения работодателей  «Координационный центр руководителей охранных структур Липецкой области» ( РООР «КЦРОС Липецкой области»).

На настоящий момент Объединение является единственным региональным отраслевым объединением работодателей, представляющим интересы руководителей и собственников частных охранных организаций Липецкой области.

Одним из важнейших направлений своей деятельности Объединение считает совершенствование социально-трудовых отношений в частной охранной отрасли, подъем уровня жизни частных охранников и их социальной защищенности, улучшение имиджа профессии «частный охранник» и частной охранной деятельности в целом.

Для достижения указанных целей Объединение, в частности, планирует активно участвовать и добиваться того, чтобы государственные (муниципальные) конкурсы по закупке охранных услуг частных охранных организаций проводились по расценкам, позволяющим охранным организациям выплачивать своим охранникам заработную плату не ниже определенной региональным соглашением о минимальной заработной плате.

Также одним из приоритетных направлений Объединение считает работу по повышению качества охранных услуг, борьбу с фирмами – однодневками, дискредитирующими своей «деятельностью» частное охранное сообщество.

Объединение будет всемерно поддерживать,  и пропагандировать работу «прозрачных» частных охранных организаций, организующих свою работу в строгом соответствии с законом РФ и лицензионными требованиями.

Объединение является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур».

Социально-трудовые отношения характеризуют экономи­ческие, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловлен­ных трудовой деятельностью.

Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»  является основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность частных охранников. В соответствии со ст. 11 Закона N 2487-1, оказание услуг в сфере охраны разрешается лишь специально учреждаемым для соответствующих целей организациям, имеющим лицензию.

Работник такой организации, согласно ст. 11.1 Закона N 2487-1, исполняет свои обязанности на основе трудового договора, заключаемого с ней, а трудовая деятельность его регулируется трудовым законодательством и Законом N 2487-1. Итак, частный охранник признается законодателем полноправным участником трудовых отношений, причем имеющим некоторые специфические особенности, кардинально отличающие его от прочих наемных работников.

На территории Липецкой области зарегистрировано 167 частных охранных структур в сфере охраны, в которых трудится 6126 сотрудников охраны.

В общем, много пауков,  каждый со своими амбициями, но их надо как-то собирать в «одну» кучу. Скажем прямо, это не надо исполнительной власти, не из-за того, что не хотят, а из-за того, что не понимают как это сделать. Для многих работников органов власти и местного самоуправления стало новшеством то, что оказывается, у нас имеется Закон, который регламентирует нашу деятельность, то, что имеются ряд подзаконных актов и в принципе, то деятельность достаточно регламентирована и можно четко ее контролировать.  Например, один из заместителей главы администрации очень удивился, узнав о том, что в отрасли уже имеются профессиональные стандарты (правда, пока только один), один из руководителей- был уверен в том, что «бывшие работники правоохранительных органов» могут работать в ЧОП на «полставки» и ему не нужны никакие документы (как-то личная карточка, удостоверение охранника).

Осознав, все вышесказанное, решили, что начинать надо «от печки». Сделали запрос в органы госстатистики, выяснилось, что средняя заработная плата по отрасли   рублей. Испугались, так как стараемся соблюдать законодательство и стремимся к официальному трудоустройству работников, следовательно к «белой зарплате», но посчитав, поняли, что где-то недотягиваем!. Стали выяснять, оказалось, что в ЧОП оформляется только директор, бухгалтер и один, два охранника .

(при этом зарплата директора- 42т. руб./мес, зарплата бухгалтера 35 т. руб./мес, зарплата каждого из охранников по 5 т. руб.\мес, т.к. они якобы на полставки и того 40+35+10=85, после чего 85:4=21,5 т. руб./мес.).

Пошли с данным вопросом в администрацию области. Получили ответ: мы в это лезть не хотим, т.к. данный вопрос отнесен к деятельности торгово-промышленной палаты. Обратились в торгово-промышленную палату области- ответ: да, тема нужная, занимайтесь, если, что ты мы Вам поможем, обращайтесь к нашему руководителю отдела безопасности бизнеса.. Говорим, да его самого надо «гнать в шею»! Ответ: должность выборная и кого хотим, того и выбираем!

Хорошо! Если гора не идет к Магомету, то мы пошли к горе!

Обратились в  Управление труда Липецкой области, Государственную инспекцию труда, Управление федеральной антимонопольной службы и прокуратуру области. Поговорили, определились с тем, кому что можно, а кому, что нужно.  Провели у себя небольшую работу по охранным организациям, и чтобы снять вопросы со стороны органов трудового надзора 28 ноября 2017 года наша организация была внесена в Реестр работодателей Липецкой области, гарантировано соблюдающих трудовые права работников. Данный проект осуществляется Государственной инспекцией труда Липецкой области и Липецкой торгово-промышленной палатой.(сертификат №071 от 28.11.2017 г.) . После чего с Управлением труда и занятости, а также с Государственной инспекцией труда Липецкой области были заключены Соглашения о взаимодействии.

После чего, обратились в администрацию города, где поставили вопрос о том, что стоимость оказываемых услуг по государственным контрактам  не позволяет оказывать услуги надлежащего качества, при этом, платить заработную плату, хотя бы,  на  установленном уровне. Также пояснили, что «снижение цен по контрактам» приводит к тому, что деньги «уходят» безвозвратно и теряет бюджет органов местного самоуправления. Вначале чиновники не поверили, а проверив, установили, что  за 2017 год «снижение» по госконтрактам было практически на уровне 70%.

Сделали запрос, в органы налоговой инспекции и из ответа было установлено, что в некоторых ЧОП заработная плата на уровне от 5 до 7 тысяч рублей. В ответ спросили у нас: а как такое, может быть, и может ли быть вообще?

Ознакомились с представленным списком и установили, что в списках, то находятся именно те ЧОП, которые «сбивают цену» до минимума и могут взять на охрану круглосуточный объект с физической охраной со стоимостью 20 тысяч рублей.

Мы предложили- давайте вызовем  директоров данных ЧОП и спросим их об этом!  Нам самим интересно, как можно за 20 тысяч рублей обеспечить данный пост охраны!

На заседание комиссии в городскую администрацию были вызваны директора 11 частных охранных организаций. В состав комиссии  был включен и представитель РООР. Честно говоря, смешно! Представитель администрации города спрашивает про зарплату директора, он отвечает, что получает 17 тыс. рублей, а представитель налоговой инспекции заявляет о том, что у них имеется форма 2 НДФЛ, в которой указано, что зарплата директора 43 тысячи рублей и данная форма подписана данным директором. Ему задают вопрос о том, где же он врал, когда подписывал форму или в данном заседании.

Такого рода деятельность получила положительный отклик. Сейчас готовится такое же заседание комиссии, но уже на уровне зам. главы администрации области, который является руководителем комиссии субъекта.

В ходе проверок, на основании поручения Президента РФ в период с января по март 2018 года,  были установлены многочисленные нарушения в работе охранных структур по охране школ. Так, установлено, что из 15 чоп осуществляющих охрану школ и дошкольных учреждений, только у 1 (ОДНОГО) ЧОП имеются лицензия с «открытым» 7 пунктом; охраняют работники без удостоверений, личных карточек, да и даже судимые за хранение оружия и хулиганство с применением оружия ( 12 человек).  Да, лицензию им выдали, т.к. судимость погашена, но ведь это работа с детьми!!!

Главный вопрос- кто охраняет наших детей? Второй вопрос: как охраняют наших детей? Третий вопрос: на что живут, те, кто охраняет наших детей?

Вновь выясняется, что заработная плата от 5 до 8 тыс. рублей, да еще и  ранее судимые!!!

На заседании постоянной комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Липецкого городского совета депутатов было принято решение о создании при главе администрации города Липецка  рабочей группы по согласованию и введению единых требований к охране образовательных учреждений города. В состав данной рабочей группы включен представитель РООР, для выработки единых требований к охране образовательных учреждений. К сожалению, не можем похвалиться успехами, как и московские коллеги, но стараемся, на уровне субъекта, привести требования к единому знаменателю, именно по тем стандартам, которые устанавливают на Общероссийском уровне. Считаем, что данные действия  приведут к  необходимости оформления работников чоп и повышению в оплате их труда, а следовательно, в первую очередь в заинтересованности самих работников в работе в наших структурах!